На мой взгляд, к марту 2014 г. стоит достичь политической договоренности". Эксперты считают, что сроки, предложенные представителем ПР, слишком затянуты, ведь уже в конце 2014 г. начинается предвыборная кампания. "Согласно европейской практике, закон о выборах не должен меняться за год до начала кампании. Но похоже, что они будут тянуть до последнего с изменениями, чтобы затем, в случае политической необходимости, перейти, например, к выборам президента в один тур", - опасается глава Комитета избирателей Украины Александр Черненко.

Тем временем законопроект о внесении изменений в закон о выборах Президента подготовил и внес в Верховную Раду секретарь парламентского комитата по вопросам государственного строительства и местного самоуправления Руслан Князевич ("Батькивщина"). 75-страничный документ касается преимущественно технических и юридических аспектов избирательной кампании. В пояснительной записке к документу его автор отмечает, что действующий закон, принятый накануне президентских выборов 2010 г., "делает практически невозможным эффективное и честное функционирование избирательных комиссий" и не позволяет рассчитывать на проведение честных и прозрачных выборов в 2015 г.

Эксперты позитивно восприняли новость о появлении такого проекта, хотя отметили, что автор не консультировался с ними при его подготовке. "Сейчас в Министерстве юстиции проходят круглые столы, посвященные избирательному законодательству, но речь там идет только о парламентских выборах. А когда мы напоминаем, что закон о выборах Президента также несовершенный, Минюст отвечает, что эта тема сегодня не поднимается политиками. Поэтому очень хорошо, что в Раде начинается дискуссия и об этом", - заявил Черненко.

Эксперты поддерживают ряд правок, предложенных законопроектом Князевича. Среди них - снижение кворума в участковых комиссиях с двух третей до половины членов: высокая планка кворума давала возможность влиятельным политическим силам блокировать заседания комиссии. Предлагается также ряд механизмов борьбы с подачей кандидатами фиктивных списков членов избиркомов по своей квоте. После того как комиссия создана, кандидат не может отзывать своих представителей в ней, срывая кворум - разрешена лишь замена на человека, согласившегося продолжить работу в комиссии.

Автор предлагает снизить до минимума контроль Центризбиркома за процессом выдвижения партиями кандидатов в Президенты, а окружкомов - за ходом избирательной кампании. Согласно законопроекту, резко снижается число оснований для отказа в регистрации кандидата. В частности, причиной для этого не может быть наличие в программе кандидата "положений, направленных на ликвидацию независимости, смену конституционного строя насильственным путем, нарушения суверенитета и территориальной целостности государства". "За такие действия, если они будут, кандидат должен нести ответственность в уголовном процессе, а не в избирательном", - поддерживает снижение ответственности кандидатов координатор гражданской сети "Опора" Ольга Айвазовская.

Законопроект предлагает разрешить общественным организациям наблюдать за выборами. В нынешнем законе такая возможность не предусмотрена, и организациям, специализирующимся на тематике выборов, приходится выдавать своим активистам фиктивные удостоверения журналистов. "Думаю, это удастся изменить, ведь в рамках парламентского избирательного процесса мы этого добились", - говорит Айвазовская.

Не все изменения, предложенные Русланом Князевичем, нашли поддержку экспертов - часть норм законопроекта являются спорными. Например, народный депутат предлагает отменить действующий запрет на публикацию социологических опросов в последние две недели перед выборами, а также экзит-полов - до закрытия избирательных участков. Между тем подобные нормы действуют в большинстве европейских стран.

Айвазовская отмечает, что публикация экзит-полов в день голосования, по сути, является агитацией, а агитировать до завершения выборов категорически запрещено. "Обнародование соцопросов непосредственно перед выборами может иметь манипулятивный характер, поэтому обязательно должен быть "период тишины". Другое дело, что нынешние 14 дней можно заменить на 10", - считает она.

Среди нововведений, предложенных Князевичем, есть и те, которые в случае принятия гарантированно навредят его однопартийцам. Так, депутат предложил бороться со скрытой агитацией в день голосования и в субботу накануне этого дня. Для этого он предложил законодательно запретить "массовые акции - собрания, митинги, походы, демонстрации и пикеты от имени кандидатов в президентов и партий, от которых зарегистрированы кандидаты" с полуночи пятницы, предшествующей дню выборов, и до окончания избирательного процесса. Автор проекта не учел, что этот период заканчивается лишь после объявления ЦИК имени победителя. Таким образом, предложенная Князевичем норма ставит вне закона традиционные митинги с целью "защиты результатов выборов".

Помимо технических правок, законопроект содержит ряд норм, меняющих политическую картину президентской кампании. Предлагается запретить выдвижение кандидатов от блоков партий и убрать из бюллетеня пункт "против всех". Вводится прямой запрет на признание недействительными результатов голосования в рамках округа. В то же время ЦИК может признать несостоявшимися выборы в целом - ст. 15 определяет, что в этом случае проводятся повторные выборы.

Предлагается изменить норму о запрете экс-Президенту, занимавшему этот пост два срока подряд, баллотироваться в третий раз. Действующий закон это категорически запрещает, а Руслан Князевич предлагает не позволять одному и тому же лицу занимать пост главы государства лишь три срока подряд, но разрешить экс-Президенту вновь участвовать в выборах после паузы. Таким образом, согласно его инициативе, Леонид Кучма может получить право участвовать в выборах 2015 г.

И, наконец, прогнозируемым является предложение господина Князевича снять запрет на участие в выборах граждан с непогашенной судимостью, что откроет возможность для участия в гонке экс-премьера Юлии Тимошенко. Как известно, данное ограничение не предусмотрено Конституцией, но присутствует в законе о выборах Президента.

В Партии регионов (ПР) отмечают, что подготовка законопроекта является личной инициативой Руслана Князевича, автор не проводил консультаций с коллегами в профильном комитете Рады. "Если там есть конструктивные предложения, я их поддержу. Но совсем другой разговор, когда это превращается в лозунг "Юле - волю!", в отстаивание партийных или шкурных интересов", - отметил Анатолий Близнюк.

РБК-Украина