В ответ на это еврокомиссар Штефан Фюле заметил, что для реализации всего плана остается мало времени, а потому нужно сделать больше, чем уже было сделано.

Ключевой проблемой, помимо нехватки времени, является то, что украинская и европейская стороны расходятся в оценке списка оставшихся задач, рассказали участники переговоров. ЕС настаивает на соблюдении всех без исключения критериев, предоставленных Брюсселем. Азаров же в ходе пресс-конференции трижды подчеркнул, что речь идет лишь о выполнении обязательств, согласованных с украинской стороной. Основным документом, в котором зафиксирован их перечень, является повестка дня ассоциации (ПДА).

Этот документ принят еще в 2009 г., а в понедельник в рамках Совета по сотрудничеству был согласован обновленный текст ПДА. "Документ, как и прежде, направлен на подготовку Украины к имплементации СА. Помимо этого, в него включили ряд позиций из декабрьского вывода Совета министров ЕС, где перечислены критерии готовности Украины к подписанию соглашения",- пояснил европейский дипломат. 

Согласно копии обновленной ПДА, наибольшие изменения претерпел блок, посвященный торговле. Его наполнили конкретикой, основываясь на нормах экономического блока СА, согласование которого завершилось в 2012 г. В частности, Киев пообещал "разработать механизм определения стоимости одежды и других изделий, бывших в употреблении". Это приведет к увеличению минимальной стоимости легально ввозимого секонд-хенда, хотя эффект от введения данной нормы может нивелироваться за счет "серого" импорта, отмечает независимый эксперт Тарас Качка.

Брюссель также договорился с Киевом о формализации "механизма применения Украиной спецмер - в частности, в отношении легковых автомобилей - и экспортных пошлин". Это позволит затормозить введение нашей страной новых санкций, при этом в документе отсутствуют гарантии отмены уже введенных Кабмином спецпошлин на импорт автомобилей, которые являются камнем преткновения во взаимоотношениях Украины с крупнейшими торговыми партнерами. 

В финансовом блоке существенных дополнений не появилось. Напротив, из него исключили обязательство Украины провести комплексный пересмотр закона о Нацбанке, хотя за время действия ПДА эта реформа так и не была проведена.

Из других положений экономической части документа стоит отметить обещание Брюсселя обеспечить "имплементацию программы бюджетной поддержки ЕС в сфере устранения технических барьеров в торговле". Ссылаясь на приведенную выше фразу, Украина будет требовать от Евросоюза целевого финансирования в период адаптации ряда секторов украинской экономики к нормам зоны свободной торговли. 

Наибольшего внимания заслуживает политическая часть ПДА. Блок, посвященный реформе правосудия, существенно расширен. Украина дала гарантии принятия закона о Генпрокуратуре и пообещала провести "реформирование Уголовного кодекса и (законодательства о) милиции в тесном взаимодействии с Венецианской комиссией (ВК) и Советом Европы".

Несмотря на то, что ранее министр юстиции Александр Лавринович выражал сомнение в необходимости следовать рекомендациям ВК об отмене ключевых норм действующего закона о всенародном референдуме, в утвержденном плане правительство уступило требованиям Европы. Из ПДА следует, что Киев проведет "усовершенствование законодательства о референдуме... в свете рекомендаций Венецианской комиссии". 

Что же касается блока, посвященного избирательному законодательству, то тут Киев отказался принимать требования Брюсселя. В ПДА включили намерение украинской стороны "имплементировать рекомендации ОБСЕ", в частности "обеспечить прозрачные правила для сбалансированного доступа участников выборов к СМИ".

Фюле на пресс-конференции отметил, что для соответствия требованиям ЕС этого недостаточно. "Первоочередное внимание должно быть уделено Избирательному кодексу (ИК), который установит единые правила для всех типов выборов",- заявил он. В 2010 г. при финансировании ЕС был разработан проект ИК, который в Брюсселе предлагают взять за основу при принятии документа. 

РБК-Украина