Законопроект четко разграничивает компетенцию Кабинета министров Украины, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления о введении государственного регулирования цен и осуществления контроля за соблюдением его требований.

Для оперативного реагирования на изменения уровней цен на соответствующих товарных рынках и предотвращения их резкому росту проектом закона определяются основы и порядок осуществления государственных ценовых наблюдений в виде мониторинга цен, составляющие его проведения, в частности сбор информации.

Для обеспечения неуклонного выполнения требований законодательства о ценах и ценообразовании проект закона устанавливает дифференцированную административно-хозяйственную ответственность за его нарушение и четко определен перечень видов нарушений.

С целью приведения нормативно-правовых актов в соответствие с требованиями проекта закона предусмотрено внесение соответствующих изменений в Хозяйственный кодекс Украины и Кодекс Украины об административных правонарушениях.Так, согласно закону, государственные регулируемые цены вводятся на товары, которые оказывают определяющее влияние на общий уровень и динамику цен, имеют существенную социальную значимость, а также на товары, производимые субъектами естественных монополий.

Государственные регулируемые цены могут вводиться на товары субъектов, нарушающих требования законодательства о защите экономической конкуренции.

Изменение уровня государственных регулируемых цен осуществляется в порядке и сроки, определяемые органами, которые соответственно этому закону осуществляют государственное регулирование цен.

Изменение уровня государственных регулируемых цен может осуществляться в связи с изменением условий производства и продажи (реализации) продукции, которые не зависят от хозяйственной деятельности предприятия.

Как сообщалось, в первом чтении данный закон парламент принял 7 июня с.г.

По мнению  президента ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" Леонида Косянчука, регулирование цен на рынке нефтепродуктов приведет к отсутствию бензина. "Мы знаем, что любое регулирование экономики в ручном режиме приводит к дефициту, а дефицит порождает неконтролируемое ценообразование. То есть может возникнуть ситуация, что цена на топливо есть, а топлива нет по ценам, по которым его предлагают продавать", - сказал Косянчук. По его словам, создание инспекции по регулированию цен не очень вяжется с дерегуляцией, внедряемой Президентом. В то же время экономист, экс-глава Госфинуслуг Виктор Суслов считает, что согласно проекту закона № 9361 о ценах и ценообразовании воссоздание инспекции по ценам не определяет, на что именно можно устанавливать регулируемые цены: "Правительство по этому закону может устанавливать цены на все, что захочет, то есть естественно возрастет риск для ведения предпринимательской деятельности в Украине, снизятся стимулы для иностранных инвестиций, возрастают коррупционные риски ".

РБК-Украина