Ранее сообщалось, что в Минфине рассчитывают, что дополнительные доходы госбюджета от введения налога на роскошь составят 900 млн грн. В свою очередь первый заместитель главы Администрации Президента Ирина Акимова отмечала, что в течение полугода от ввода налога на богатство предполагается выручить порядка 0,5 млрд грн.

В частности, авторы документа предлагают ввести в Украине налог на имущество. Он должен заменить налог на недвижимость, который так и не заработал в начале 2012 года в отношении квартир площадью свыше 120 кв. м и домов свыше 250 кв. м. Этот сбор с 1 января 2013 года будет отменен.

Налог на имущество будут ежегодно платить физические и юридические лица - собственники квартир общей площадью более 200 кв. м и стоимостью свыше 1000 минимальных зарплат (МЗ), то есть более 1,09 млн грн исходя из текущего размера МЗ; коттеджей, дачных и садовых домов - 500 кв. м и 2500 МЗ (2,74 млн грн); объектов жилой недвижимости, находящихся в собственности одного плательщика - 600 кв. м и 3000 МЗ (3,28 млн грн).

Согласно законопроекту вице-премьера-министра соцполитики Сергея Тигипко, роскошью считались квартиры и дома площадью от 200 кв. м и 400 кв. м соответственно. Министр финансов Юрий Колобов приравнивал налог на роскошь к налогу на недвижимость, то есть предлагал взимать его начиная с 120 кв. м для квартир и 250 кв. м для домов. От предложения Минфина осталась только ставка налога - 0,5% оценочной стоимости (минус расходы на оценку). Сумма налога не сможет быть меньше 2% МЗ за каждый квадратный метр жилья, то есть минимальная планка в квартире площадью 200 кв. м составит 4,4 тыс. грн. Примечательно, что в 2013 году уплата налога будет осуществляться исходя из минимальной зарплаты, и только с 2014 года будет задействована оценочная стоимость.

По мнению руководителя комитета по законодательству, юридическим вопросам и стандартам Ассоциации специалистов по недвижимости (риелторов) Украины Александра Фомицкого, не стоит вводить налог, построенный на теневых отношениях. "Оценочная стоимость - это субъективное мнение оценщика, составленное на основании анализа аналогичных продаж. Реальных цен и рынка нет - все стараются скрывать цену сделок. Поэтому будет возможность уклониться от уплаты налогов",- поясняет Фомицкий, отмечая, что оценочную стоимость можно занизить и на 50%. Экономист Национального института стратегических исследований Алексей Молдован уверен, что, если правительство неспособно запустить механизм администрирования налога на недвижимость, оно не сможет использовать и новую схему налогообложения.

Также новым законопроектом изменен принцип налогообложения движимого имущества. Правительство предлагает отказаться от привязки налога к объему двигателя, а взимать налог на роскошь с легковых автомобилей и мотоциклов только в случае превышения пороговой стоимости: более 700 МЗ (765,8 тыс. грн) - для автомобилей и 200 МЗ (218,8 тыс. грн) - для мотоциклов. При этом налогом в размере 40% от стоимости покупки внутри страны (плюс НДС при ввозе) будет облагаться только новый транспорт.

При покупке бывших в употреблении транспортных средств, в том числе дорогих раритетных моделей, налог взимать не будут. В первых версиях документа предлагалось взимать налог со всех транспортных средств с объемом двигателя свыше 3-3,4 тыс. куб. см с применением понижающего коэффициента в зависимости от срока эксплуатации. По словам собеседника "Коммерсант-Украина", новая схема, на которой настоял Николай Азаров, сделает выгодной ввоз в Украину б/у автомобилей даже с учетом высокой ставки акциза.

Генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко считает логичным отказ от привязки к объему двигателя, так как есть дорогие автомобили с небольшим объемом, например 2-литровые Mercedes и Porsche, цена которых доходит до 100 тыс. долл. "Но сама величина налога бредовая. Будут переходить или на б/у, или регистрировать, например, в Польше, оформлять совместное пользование с нерезидентом и в Украине ездить по доверенности. А контролировать это уже невозможно", - добавляет эксперт. Не будут платить 40-процентный налог также собственники подержанных яхт, гидроциклов, самолетов и вертолетов.

Ранее вице-премьер-министр - министр социальной политики Сергей Тигипко заявил, что Министерство социальной политики будет настаивать на введении налога на богатство не только на недвижимость и транспортные средства, но и на все предметы роскоши. При этом Тигипко отметил, что введение такого налога не затронет средний класс и бедные слои населения.

В то же время в Министерстве финансов Украины отложили идею введения 20-процентного налога на доходы физлиц и налогообложения таких предметов роскоши, как драгоценности, меха и дорогие часы.

В новом документе предусмотрено, что при покупке дорогих вещей: изделий из драгоценных металлов и камней, часов, мобильных телефонов, предметов искусства и коллекционирования стоимостью более 50 МЗ (54,7 тыс грн), мехов - 40 МЗ (43,8 тыс. грн), оружия - 20 МЗ (21,9 тыс. грн) будет применяться ставка налога на богатство в размере 10% (плюс НДС при импорте).

Стоит отметить, у вице-премьера-министра соцполитики Сергея Тигипко эта планка была ниже - 2-3 тыс. евро, кроме того, он предлагал облагать налогом дорогую одежду и обувь. Минфин вообще игнорировал эти группы товаров.

"Будут покупать, например, в Украине поддельные китайские часы Patek Philippe, при вывозе их декларировать, а обратно ввозить уже настоящие", - считает Генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко. Экономист Национального института стратегических исследований Алексей Молдован уверен: если правительство действительно хочет распространить налогообложение на дорогие вещи, необходимо включить их в подакцизные товары или ввести увеличенный НДС, который платится на границе автоматически. Однако пока предложено платить налог на роскошь в течение месяца после ввоза товара.

РБК-Украина