Об этом заявил исполняющий обязанности президента, председатель парламента Республики Молдова Марианн Лупу, пишет "Зеркало недели. Украина".

"Дело в том, что, по моей информации, все эти переговоры о собственности имели определенные неясности и затягивали процесс. Дополнительный протокол к соглашению о взаимном признании собственности их снимает, дает новые перспективы для переговоров", - подчеркнул и.о. президента Молдовы.

Он напомнил, что Молдова ратифицировала данный документ в июле 2011 года. По результатам переговоров с президентом Украины Виктором Януковичем Верховная Рада в ближайшие одну-две недели также ратифицирует этот протокол.

"Для Украины интерес, в первую очередь, представляет Днестровская ГЭС. Есть заинтересованность в целом ряде объектов на территории Украины со стороны Молдовы", - сказал Лупу.

Напомним, что Кишинев предложил Киеву, чтобы техническая работа над такими спорными вопросами, как демаркация и собственность, шла не последовательно, а параллельно. "Мы также можем синхронизировать подписание официальных документов по собственности и демаркации границы, сделать это в один день, в одном месте, - добавил и.о. президента Молдавии. - Таким образом снимаются всевозможные сложности, подозрения, и мы демонстрируем, что доверительно смотрим на наши взаимоотношения, не пытаемся извлечь для себя какую-то выгоду в ущерб нашему партнеру".

Лупу подчеркнул, что особых проблем с демаркацией границы нет: "На северном участке около 300 км границы уже демаркировали. На южном участке, по-моему, 450-470 км также демаркировано. По центральному участку, Приднестровью, добрая половина протяженности границы согласована. Остается два вопроса: демаркация границы в районах Новоднестровской ГЭС и Джурджулешты".

Напомним, что еще в 90-х Молдавия обменяла у Украины около 480 метров берега (Молдавия получила выход к морю) на Дунае на участок кратчайшей автомобильной дороги из южной части Одесской области в северную часть области в молдавской Паланке.

Участок автодороги Одесса-Рени вблизи молдавского населенного пункта Паланка, протяженностью в 7,7 км (его проезжая часть), был передан в эксплуатацию и под юрисдикцию Украины согласно дополнительному протоколу к Договору между Украиной и Молдавией о государственной границе, подписанному 18 августа 1999 г. Украина, однако, настаивала на передаче ей и территории под автодорогой, несмотря на то, что в соглашении указано, что "переданный участок является собственностью Украины на территории Молдавии".

Дошло до того, что Украина в одностороннем порядке демонтировала пограничные знаки на границе с Молдавией вблизи села Паланка, что вызвало обеспокоенность у официального Кишинева.

Украина же только в 2011 году получила в собственность давно обещанный участок земли. Хотя участок автомобильной дороги Одесса-Рени в районе н. п. Паланка Республики Молдавия, а также земельный участок, по которому она проходит, были переданы "Dе jure" в собственность Украине 18 ноября 2001 года. Акт о передаче Республикой Молдавия в собственность Украине автомобильной дороги Одесса - Рени в районе н. п. Паланка был подписан 11 февраля 2002 года.

На 80 метрах берега Молдавия построила нефтяной и зерновой терминалы, а также пассажирский порт Джурджулешты. При этом ранее Минприроды Украины заявляло о том, что нефтетерминал на юге Молдовы представляет экологическую опасность для Украины. Кроме того, работа порта Джурджулешты приводит к тому, что Украина теряет торговые позиции на Дунае.

РБК-Украина