И даже массовый приезд из регионов сторонников коалиции вряд ли подтолкнет Президента к такому решению по ряду очень серьезных причин. Во-первых, согласно Конституции и Закона "О правовом режиме чрезвычайного положения" во время ЧП запрещается проведение выборов в Верховную Раду. Сделав такой шаг, Президент своими же руками продлит "жизнь" нынешнего состава Верховной Рады.
Во-вторых, на период действия ЧП продлеваются полномочия действующей Верховной Рады до начала работы нового парламента, избранного уже после отмены ЧП.
Наконец, и это, пожалуй, самое важное, Указ Президента о введении чрезвычайного положения обязательно утверждается Верховной Радой. И только после одобрения Верховной Рады он может быть обнародован через СМИ. Но в нынешних условиях коалиция, естественно, никогда не пойдет на это, тем более, что введение ЧП предполагает ряд ограничений, не в ее интересах.
В частности, в условиях ЧП не может быть изменена Конституция и избирательный закон; устанавливается особый режим въезда и выезда из страны; может вводится запрет на проведение массовых мероприятий и забастовок; запрет на изготовление и распространение информационных материалов, которые могут дестабилизировать обстановку (что также не согласуется с начавшейся в стране избирательной кампанией); допускается регулирование работы теле- и радиоцентров; могут вводиться особые правила пользования связью и передачи информации через компьютерные сети и др.
Конечно, в сложившейся ситуации найти причину для введения ЧП не составит труда. Например, возникновение массовых беспорядков или попытки захвата государственной власти. Указ о введении ЧП может быть аргументирован необходимостью восстановления конституционного порядка и деятельности госорганов. Правда, в этих случаях Президент обязан предварительно предупредить о возможном введении ЧП.
В условиях ЧП военные формирования МВД, в том числе Внутренние войска, войска гражданской обороны, СБУ, Военная служба правопорядка Вооруженных Сил должны действовать строго в рамках полномочий, определенных законом. ЧП может быть введено на срок не более 30 суток, а в отдельных местностях до 60 суток. В случае необходимости чрезвычайное состояние может быть продлено Президентом после утверждения Верховной Рады, но не более чем на 30 суток.