25 апреля Кабинет министров одобрил законопроект об Антикоррупционной стратегии на 2018-2020 годы. Как рассказал на заседании Кабмина глава Нацагентства по предотвращению коррупции Александр Мангул, стратегия, среди прочего, предусматривает создание и начало функционирования Высшего антикоррупционного суда, а также содержит блок вопросов, связанный с предотвращением коррупции в Верховной Раде. Как сообщил Мангул, обеспечить прозрачность работы парламента планируют с помощью снятия депутатской неприкосновенности и "законодательного урегулирования такого вопроса, как лоббизм". Данный законопроект под номером 8324 уже внесен в украинский парламент и передан на рассмотрение профильного комитета. Подробнее о том, что предусматривает новая Антикоррупционная стратегия – в материале РБК-Украина.
Антикоррупционная стратегия была разработана Национальным агентством по вопросам предотвращения коррупции. Документ на заседании Кабинета министров представил недавно избранный глава НАПК Александр Мангул.
Передавая слово Мангулу, премьер Владимир Гройсман заявил, что считает нужным "записать высшую меру наказания коррупционерам". Премьер подчеркнул, что он не шутит. "Это не то, о чем вы подумали", - уточнил Гройсман, обращаясь к присутствующим, и пояснил, что имеет ввиду пожизненное заключение для взяточников. Тут же Гройсман добавил: "А может и вы правы, а не я. Пару человек на площади – и все. Проводы устроить на площади на пожизненное. И все".
Мангул, обращаясь к министрам, подчеркнул, что к работе над текстом новой Антикоррупционной стратегии привлекались международные партнеры и общественность.
Что предусматривает cтратегияВ законопроекте, текст которого есть в распоряжении РБК-Украина, отмечается необходимость усовершенствовать законодательство и устранить причины и условия, которые способствуют появлению коррупции. Также важным фактором, по мнению разработчиков, является формирование негативного восприятия коррупции в обществе.
Среди мер для преодоления коррупции в документе указаны:
необходимость завершения создания законодательной основы для антикоррупционной борьбы путем имплементации международно-правовых обязательств Украины; завершение формирования антикоррупционных органов с четким разграничением их обязанностей и усилением независимости; привлечение широкого круга представителей гражданского общества к формированию и реализации антикоррупционной политики; обеспечение контроля за декларированием чиновников (в частности, введение автоматического метода проверки э-деклараций); разработка детальных правил принятия подарков лицами, на которых распространяется действие Закона "О противодействии коррупции"; проведение ежегодных исследований уровня коррупции в Украине.Также Антикоррупционная стратегия предусматривает гарантию организационной, кадровой и финансовой независимости НАПК. В частности, этого планируется достичь путем предоставления агентству автоматизированного доступа ко всем информационным базам данных государственных органов, обеспечения его надлежащими материальными ресурсами, среди которых автоматизированные базы данных и необходимое программное обеспечение. Также планируется определить в госбюджете расходы на деятельность НАПК для привлечения им украинских и зарубежных антикоррупционных аналитических центров и экспертов для оценки результатов.
Как указано в Антикоррупционной стратегии, результаты электронного декларирования чиновников показали не единичные случаи, когда имущество народных депутатов не отвечает их официальным доходам. "При этом депутатская неприкосновенность усложняет механизм привлечения таких лиц к уголовной ответственности", - сказано в тексте документа.
Таким образом, рекомендуется снятие депутатской неприкосновенности с целью сделать эффективным привлечение к уголовной ответственности парламентариев, подозреваемых в коррупционных действиях. Однако уточняется, что народные депутаты не должны привлекаться к юридической ответственности за результаты голосования или по мотивам высказываний в Верховной Раде, "за исключением ответственности за оскорбление или клевету".
Также подчеркивается необходимость урегулирования отношений нардепов с лоббистами. Это рекомендации антикоррупционного мониторингового органа Совета Европы GRECO ("Группа государств против коррупции"). "Отсутствие механизма законодательного урегулирования лоббирования ограничивает возможности предотвращения коррупции в Верховной Раде Украины, органах исполнительной власти и органах местного самоуправления", - говорится в законопроекте. Крайне актуально, как указано в стратегии, принять закон о правовых основах лоббизма с применением лучшего международного опыта и с учетом национальной специфики процедур правотворчества. При этом общественность должна быть проинформирована о субъектах лоббизма и о том, чьи интересы они продвигают и на каких условиях.
Исполняющий обязанности главы антикоррупционного комитета Верховной Рады Юрий Савчук, нардеп от фракции "Народного фронта", признается, что с текстом новой стратегии еще не ознакомился. Однако подчеркнул, что, в частности, вопрос узаконивания лоббирования нужно изучать. "Если само лоббирование не переходит Рубикон коррупционной составляющей, не является коррупциогенной составляющей – почему нет?", – допускает Савчук.
"Лично я поддерживаю принятие легализации лоббирования по тому принципу, как это действует в США или Великобритании", – говорит депутат Иван Крулько от фракции "Батькивщина". По его словам, в США около 11 тысяч официально зарегистрированных лоббистов, которые являются посредниками в принятии решений между бизнесом, властью и гражданским сектором. "При этом максимально учитываются интересы всех и с этого платятся налоги", - подчеркивает Крулько. В Украине, по словам парламентария, тоже большинство решений принимаются через посредников. "Но в Украине все деньги кладутся в карман, и это больше похоже на взяточничество. Ведь при этом почти не учитываются интересы гражданского сектора, а деньги идут мимо бюджета", – утверждает Крулько.
Стратегия также предусматривает изменения в законодательство, которые урегулируют основные правила профессиональной этики и добропорядочного поведения нардепов, а также выборных лиц местного самоуправления.
Кроме того, одна из целей Антикоррупционной стратегии - внедрение электронной системы отчетности политических партий. Также НАПК рекомендует принять закон о проведении проверок на добропорядочность лиц, которые выполняют функции государства или местного самоуправления, а также постепенно повышать зарплаты госслужащих.
Как уже упоминалось, в документе идет речь о создании и начале функционирования Высшего антикоррупционного суда. Отбор судей, согласно документу, должен проводиться по конкурсу и быть независимым. В связи с этим рекомендуется четко определить задания и полномочия Общественного совета добропорядочности.
Также в документе идет речь о пересмотре порядка назначения и увольнения генерального прокурора, чтобы сделать этот процесс более стойким к политическому влиянию.
Изменения должны коснуться также государственных и коммунальных предприятий. Рекомендуется унифицировать формы отчетности всех органов управления государственным и коммунальным имуществом и обеспечить открытый онлайн-доступ к информации о таком имуществе.
В законопроекте также отмечается, что в Украине отсутствует механизм эффективного управления средствами, конфискованными за рубежом и возвращенными в Украину. К тому же, в тексте стратегии подчеркивается, что объем средств, конфискованных в процессах по коррупционным преступлениям в 2015-2016 годах, является незначительным.
Выполнение на две третиКак указано в тексте новой Антикоррупционной стратегии, выполнение программы "Основы государственной антикоррупционной политики" за 2014-2017 года не закончено в полном объеме. "Согласно выводам подготовленного НАПК аналитического отчета о ее выполнении и Государственной программы по реализации основ антикоррупционной стратегии, только две трети предусмотренных мероприятий были выполнены" – говорится в объяснительной записке к документу.
И.о. главы антикоррупционного комитета парламента Юрий Савчук отмечает, что предыдущая стратегия повлияла на качество борьбы с коррупцией "процентов на 50". Он указывает на работу антикоррупционных органов НАПК и НАБУ, Агентства по розыску и менеджменту активов, процесс создания Антикоррупционного суда. По словам нардепа, еще одно из достижений – вопрос декларирования доходов чиновниками. "Я считаю, что уже какой-то эффект от этого есть", - говорит Савчук.
Нардеп от "Батькивщины" Иван Крулько оценивает выполнение предыдущей антикоррупционной стратегии критически, на 30-35%. И эти результаты Крулько называет "косметикой" для создания видимости борьбы с коррупцией для Запада. "Например, НАПК до сих пор проверяет э-декларации в ручном режиме, а не в автоматическом, как это должно было быть. А к списку э-деклараций ошибочно "добавили" тех, кто борется с коррупцией – общественных активистов-антикоррупционеров. Будет ли это способствовать преодолению коррупции? Однозначно нет", - говорит Крулько.
В документе также отмечается, что в 2017 году прошло первое общенациональное исследование по утвержденной НАПК методике стандартного опроса об уровне коррупции в Украине. По результатам выяснилось, что приблизительно лишь половина населения считает себя достаточно проинформированной о том, какие деяния являются нарушением антикоррупционного законодательства. О государственных органах, уполномоченных противодействовать коррупции, знает лишь треть опрошенных украинцев. Только 15% граждан и 25% предпринимателей осознанно отказываются от коррупционных моделей поведения.
В то же время, исходя из текста стратегии, в обществе заметны положительные тенденции в отношении к обличителям и в понимании их роли в противодействии коррупции. Однако высокая степень разочарования в действенности разоблачения приводит к тому, что менее 2% населения реально сообщает уполномоченным органам о проявлениях коррупции. Но о потенциальной готовности осуществить разоблачительные действия заявляют гораздо больше.
"Формирование негативного отношения населения к коррупции осуществляется прежде всего путем проведения органами государственной власти информационных кампаний", - говорится в проекте новой Антикоррупционной стратегии. Авторы документа признают, что коммуникационные антикоррупционные кампании со стороны государства "были в основном ситуативными, несистемными и несогласованными".
Для большей осведомленности населения и формирования отрицательного отношения к коррупции планируется усовершенствовать законодательство по вопросам права доступа к публичной информации. Для этого даже хотят создать государственный орган контроля за соблюдением требований законодательства о доступе к публичной информации.