В Украине стартует новый политический сезон. Народные депутаты вернулись с новогодних каникул и продолжат работать. Пока большинство из них не готовы четко сказать, какие законопроекты считают главными для рассмотрения на следующей пленарной неделе и следующей сессии. Депутаты объясняют, что сначала нужно провести заседание фракций и групп, где они и решат, рассмотрения каких вопросов они будут требовать от руководства Рады. Тем не менее, опросив руководителей фракций и групп, стало понятно, что по меньшей мере два важных вопроса могут вынести на голосование уже на следующей неделе - это законопроекты о реинтеграции Донбасса и создание антикоррупционного суда. Последний президент внес в парламент как неотложный в конце декабря прошлого года. Какие еще вопросы парламент может рассмотреть в первой половине 2018 года, читайте в материале РБК-Украина.

Реинтеграция Донбасса

В 2017 году депутаты так и не смогли окончательно принять многострадальный законопроект о реинтеграции Донбасса, который признает Россию оккупантом территорий в Донецкой и Луганской областях. Этот документ был внесен в парламент еще 4 октября вместе с проектом о продлении на год особого статуса оккупированных территорий. Особый статус пролонгировали в считанные дни, а реинтеграцию отложили в долгий ящик. Тогда, в октябре, проект одобрили только в первом чтении, исключив из него упоминания о Минских соглашениях. До последнего в парламенте велись разговоры, что голосование может состояться до конца года, однако на последней сессионной неделе стало понятно, что у президентской фракции намерений голосовать нет.

Причиной отсрочки тогда в БПП называли необходимость подождать, пока состоится обмен заложников, будут продлены санкции ЕС в отношении России, а также будут завершены консультации. Ведь будто бы текст законопроекта после его доработки в профильном комитете значительно отличается от концепции президента. Напомним, что первое условие было выполнено еще до нового года. Тогда же спикер Рады Андрей Парубий заявил, что голосование состоится после нового года - в первый пленарный день, 16 января.

В коалиционных фракциях РБК-Украина рассказали, что окончательная картина по голосованию за этот документ станет понятной 15 января после согласительного совета фракций. Однако по предварительной повестке дня работы на следующую неделю, которую выложила в Facebook народный депутат Виктория Войцицкая, соответствующий вопрос стоит первым к рассмотрению на вторник.

Поддержит ли президентская фракция проект полным составом, до сих пор непонятно. "Проект является президентским. Наверное, фракция БПП поддержит президента. Если есть какие-то замечания, их надо высказывать. Если нет то, соответственно, это политическая позиция. Политическая позиция не голосовать президентскую деоккупацию вредит тем, кто это делает, особенно, если это касается фракции "Блок Петра Порошенко", - объясняет изданию народный депутат от БПП, секретарь комитета по вопросам нацбезопасности Иван Винник.

Соратники Яценюка более оптимистичны и надеются, что уже 16 января Россия будет признана агрессором. "Я настроен оптимистично и уверен, что наши коллеги по коалиции и другие депутаты сделают все, чтобы этот законопроект был принят, и тогда голосование в сессионном зале покажет, кто действительно является патриотом, хочет, чтобы территориальная целостность была восстановлена, а кто только об этом кричит из разных ток-шоу и с трибуны", - говорит лидер фракции "Народный фронт" Максим Бурбак.

В "Самопомочи" считают, что коалиция не хочет, чтобы законопроект был одобрен и объясняют, что такой ход событий будет иметь негативные последствия для Украины. "Они не хотят его принимать. А это нежелание принимать тянет страшные правовые последствия для Украинского государства, людей, воинов и всех др. Но непризнание войны означает перевод этого процесса в гражданский конфликт, и ответственность за это будет нести Украинское государство, а страдать украинские люди, которые живут на оккупированных территориях и просто являются заложниками. Военные, попавшие в плен, также являются заложниками и теряют в защите, а вокруг этого будут только спекуляции. И более того через n-ное количество лет Украина будет нести ответственность в Гаагском суде за "некачественный менеджмент" внутреннего конфликта", - объясняет лидер фракции "Самопомич" Олег Березюк.

В "Батькивщине" считают, что вопрос будет отсрочен на неопределенное время. К тому же, не исключают, что в коалиции не готовы голосовать за проект в том виде, в котором его наработал профильный комитет. По словам замглавы фракции Сергея Соболева, зато "Батькивщина" готова поддержать проект.

Антикоррупционный суд

В конце декабря президент Петр Порошенко внес в парламент законопроект об антикоррупционном суде. На его создании уже больше года настаивали как антикоррупционные организации в Украине, так и международные партнеры. И у противников президента уже есть ряд замечаний к проекту. В частности, к механизму отбора судей, роли в этом процессе международных экспертов и предметной подсудности антикоррупционного суда. Ведь президент предлагает, чтобы Высший антикоррупционный суд (ВАС) не рассматривал все дела, которые подследственны Национальному антикоррупционном бюро. К примеру, правонарушения, касающиеся декларирования имущества топ-чиновников. Зато в ВАС могут попадать преступления, которые расследует Национальная полиция и Государственное бюро расследований. 

Проект был зарегистрирован, как неотложный, поэтому в парламенте считают, что уже на следующей неделе он будет рассмотрен в первом чтении. "Были официальные заявления. Деоккупацию начнем рассматривать 16 января, а антикоррупционный суд является неотложным законопроектом президента, поэтому мы обязаны его рассматривать в первую очередь", - говорит депутат Иван Винник от БПП.

Утверждают, что будут поддерживать создание антикоррупционного суда и во фракции Арсения Яценюка. Там об официальной поддержке еще одного судебного органа заговорили после истории с "рюкзаками Авакова" прошлой осенью.

В "Батькивщине" допускают, что проект пройдет первое чтение, ведь нормы, против которых выступают депутаты-антикоррупционеры удовлетворяют команду президента. "С теми нормами, что там есть, в принципе, этот законопроект более или менее выгодный президенту. То есть я прогнозирую, что первое чтение этот законопроект пройдет. Но там есть серьезные замечания. Там прописано так, что почти никто не сможет стать судьями антикоррупционного суда", - объясняет депутат "Батькивщины", член антикоррупционного комитета Игорь Луценко.

В "Самопомочи" говорят, что законопроект подготовлен некачественно и его нельзя поддержать без доработки. "Этот законопроект, который предложил президент, хваленый, он не является законопроектом, за который можно проголосовать. Я думаю, что это сделано сознательно. И он (президент - ред.), и правительство понимает, что этот законопроект является условием предоставления Украине соответствующей финансовой помощи. Ведь ни МВФ, ни страны-доноры не собираются больше видеть, как им замыливают глаза, а сами воруют бюджет в собственной стране. Поэтому президент был вынужден это внести", - говорит Олег Березюк.

Изменение избирательного законодательства

В начале ноября Верховная Рада одобрила одно из требований протестующих под парламентом – проект нового Избирательного кодекса. Правда, только в первом чтении. Если документ будет принят и в целом, то следующие парламентские, более того - президентские и местные выборы могут пройти по новым правилам. Что касается парламентских выборов, то предлагается перейти от смешанной к пропорциональной избирательной системе с открытыми списками.

Напомним, что сейчас в Украине действует смешанная избирательная система в парламент (225 депутатов избирается по спискам партий, 225 - по мажоритарным округам).

Под парламентом до сих пор не свернуты акции протеста под лозунгом "Большая политическая реформа", которые сейчас поддерживают "Движение освобождения", на базе ветеранов АТО, и "Рух новых сил" Михаила Саакашвили. Поэтому, вероятно, протестующие будут пытаться давить на парламент, чтобы на следующей сессии была принято новое избирательное законодательство во втором чтении и в целом.

При этом в парламенте потенциал принятия новых избирательных правил считают достаточно низким. По крайней мере до очередных выборов. Ведь собрать 226 "за" при наличии половины состава мажоритарщиков в Раде сложно. Ведь именно эта новая избирательная система предлагает ликвидировать мажоритарку. "Я не верю, что избирательная система в части выборов народных депутатов будет изменена в Украине. В Верховной Раде 226 или чуть меньше мажоритарщиков. Как вы считаете, они будут голосовать? Учитывая, что они работают со своим округом в течение пяти лет", - объясняет народный депутат от президентской фракции, мажоритарщик Иван Винник. Однако не исключает депутат, кодекс может быть принят с условием, что очередные президентские и парламентские выборы будут проходить по действующей избирательной системе.

Допускают такой вариант и в "Народном фронте". "Я слышал и такое мнение, что если нужно собрать "226" за изменение избирательного законодательства для депутатов, то надо сделать (чтобы новые избирательные правила заработали, - ред.) через созыв", - объясняет Максим Бурбак.

Однако депутаты считают, что до конца не разобрались с тем, должна ли быть изменена избирательная модель и должна ли быть сохранена мажоритарка в самой Администрации президента. "Нет определенности по избирательному законодательству в самой Администрации президента, что им лучше надо. Кстати, я тут в чем-то их понимаю, потому что существует такое мнение, что возможно даже нынешняя мажоритарка, которая является, хотя многие кричали, и даже я, так сказать, взывал о коррумпированности мажоритарки, даже на нынешнем этапе президенту станет не выгодна. Поэтому они сейчас должны, если у них есть такая возможность, просчитать все "за" и "против", определиться. В любом случае, это избирательное законодательство если будет меняться, то будет меняться, как будет выгодно Администрации президента. Вопрос лишь в том, что АП сейчас не понимает, что им выгодно", - утверждает народный депутат от "Батькивщины" Игорь Луценко.

Неприкосновенность

19 октября, на третий день после начала акций под парламентом, одним из требований которых была отмена депутатской неприкосновенности, парламент таки рассмотрел соответствующие законопроекты и направил для дачи заключения в Конституционный Суд. Напомним, что норма о депутатской неприкосновенности прописана в Конституции, а на любые предложения изменений Основного закона должен быть предоставлен вывод Конституционного Суда.

Туда и был направлен президентский проект, которым предлагается отменить депутатскую неприкосновенность с 1 января 2020 года, и депутатский проект, который предлагает, чтобы депутаты лишились неприкосновенности с момента вступления в силу закона.

Как в БПП, так и в НФ пока не видят перспективы отмены неприкосновенности. В президентской фракции утверждают, что под такие "революционные" действия не найдется 300 голосов, необходимых для внесения изменений в Конституцию. "Если бы это требовало 226 голосов во втором чтении, наверное, это бы имело шансы быть принятым. А учитывая, что это требует 300 и более голосов и учитывая, что у нас сегодня верховенство права достаточно серьезно скомпрометировано, я не думаю, что найдется 300 голосов на снятие депутатской неприкосновенности", - говорит депутат БПП Иван Винник.

"Я хочу всем напомнить события 2013 года. Я был депутатом предыдущего созыва. Возможно, у кого то короткая память. У нас было более 170 депутатов объединенной оппозиции и когда я вел колонну "Украина без Януковича" по Донецку, то что-то меня немного защищало от ментовского произвола", - говорит глава фракции НФ Максим Бурбак. Причем в НФ напомнили, что в парламенте существует механизм снятия неприкосновенности, однако в ручном режиме - через представления Генеральной прокуратуры.

В "Самопомочи" не исключают, что коалиция пойдет на снятие неприкосновенности, однако с 2020 года, как предлагает президент. И это станет одним из "козырей" президента на следующих выборах. "Если они захотят проголосовать, то мы их поддержим в этом", - говорит председатель фракции Олег Березюк.

Более пессимистичны в Радикальной партии и "Батькивщине". Объясняют, что дальше первого чтения соответствующий вопрос еще никогда не заходил. "Это седьмой законопроект, если не ошибаюсь. Это уже закономерность. Это означает, что ни один из этих законопроектов не будет принят Верховной Радой", - объясняет член фракции "Радикальная партия" Игорь Попов, добавляя, что это его личное мнение, а не фракционное.

Аудитор НАБУ

Уже больше года продолжается скандал вокруг назначения аудитора Национального антикоррупционного бюро. Депутаты-антикоррупционеры говорят, что "отбили" две атаки со стороны Администрации президента назначить лояльного аудитора от парламента. Последние попытки определиться с аудитором завершились в начале декабря прошлого года увольнением с должности главы антикоррупционного комитета парламента Егора Соболева, который настаивал на открытом конкурсе по отбору аудитора, и формированием прокоалиционного большинства в антикоррупционном комитете Рады в составе БПП, НФ, "Оппозиционного блока" и "Воли народа".

Так, в президентской фракции считают, что вопрос отбора аудитора таки будет решен на следующей сессии.

Член фракции "Радикальная партия" Игорь Попов, в частности, не исключает, что если комитет не сможет отобрать аудитора, то это будет сделано другим способом - по решению председателя Верховной Рады. "Ни регламент, ни закон "О НАБУ" не определяют, как Верховная Рада должна найти комиссию внешней оценки. Именно поэтому его можно назначить хоть распоряжением председателя Верховной Рады, хоть на другом комитете. То есть если этот комитет не может три месяца собраться, чтобы организовать конкурс, председатель Верховной Рады может выбрать любой другой способ", - утверждает депутат и добавляет, что в этом случае решение должно быть согласовано с лидерами фракций.

В "Батькивщине" считают, что есть два варианта развития событий - либо вопрос будет заблокирован, либо в конце концов коалиция сможет назначить аудитора, лояльного президенту. "Я прогнозирую, что либо вообще этих аудиторов не будет, или будут выгодны по обоюдному согласию Порошенко", - говорит Игорь Луценко.

В "Самопомочи" после того, как Рада уволила с должности председателя антикоррупционного комитета их представителя Соболева, допускают, что коалиция таки сможет назначить лояльного к Администрации президента аудитора, что в конце концов приведет к тому, что НАБУ не сможет быть независимым правоохранительным органом. "Для них это жизненно важный вопрос - уничтожение НАБУ. НАБУ будет формально существовать. Аудитор будет контролироваться исключительно олигархатом во главе с Петром Алексеевичем. НАБУ будет таким, как Генеральная прокуратура", - объясняет глава "Самопомочи" в парламенте Олег Березюк.

Кадровые ротации

Вопросом следующего политического сезона может стать и ряд кадровых назначений, которые давно "зависли".  Напомним, сейчас в Кабмине Владимира Гройсмана есть три вакантных кресла - в конце мая прошлого года министры АПК и информполитики Тарас Кутовой и Юрий Стець подали в отставку. Ульяна Супрун работает в статусе исполняющего обязанности министра здравоохранения уже больше года. Однако до сих пор ни вопросы отставки, ни утверждения Супрун в должности министра не выносятся в сессионный зал парламента. С мая 2017 года вакантно и кресло главы Нацбанка, после того, как Валерия Гонтарева подала в отставку по собственному желанию.

Также напомним, что прошло около 3,5 лет, как закончились полномочия у большинства членов ЦИК, не обновлен состав Счетной палаты. Также Рада должна назначить нового омбудсмена.

Кроме вышеупомянутых вопросов, депутаты называют также важными вопросы приватизации государственных предприятий, законодательства о социальной защите военнослужащих, усилении национальной безопасности и обороны, реформирования парламента.

В НФ говорят, в частности, о необходимости начать дискуссию о внесении изменений в Конституцию Украины, чтобы четко прописать полномочия и ответственность всех ветвей власти. А в "Самопомочи" настаивают на необходимости внесения изменений в законодательство для обеспечения гражданского контроля за расходами на оборонную сферу, урегулировать вопросы распоряжения землями объединенных общин.