Текст не показали

Встреча заместителя главы Администрации президента Константина Елисеева с народными депутатами, которые входят в так называемую Минскую платформу, должна была состояться еще на прошлой неделе - сразу по возвращении президента Петра Порошенко из США, где он принимал участие в 72-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН и встретился с американским коллегой Дональдом Трампом. Но вопрос отложился до вторника.

Депутатов должны были собрать, чтобы рассказать детали зарубежных визитов президента и показать, наконец, итоговый, согласованный с иностранными партнерами проект закона о реинтеграции Донбасса. Или, как любят подчеркивать в коалиции, законопроект о восстановлении государственного суверенитета на Донбассе. Представителей всех фракций собрали в стенах парламента. Среди присутствующих на встрече были Нестор Шуфрич (Оппоблок), Остап Еднак (внефракционный), Алексей Рябчин ( "Батькивщина"), Светлана Залищук (БПП), Мустафа Найем (БПП), Ирина Геращенко (БПП), Ирина Луценко (БПП), Леонид Емец (НФ), Андрей Тетерук (НФ), Анна Гопко (внефракционная) и дугие.

Однако самого законопроекта, как рассказывают участники закрытой встречи, из Администрации президента так и не принесли, ограничившись общей презентацией концепции документа и деталях визита президента в США.

Депутаты неохотно распространялись, о чем говорили за закрытыми дверями, ссылаясь на просьбу Банковой. Другие же утверждали, что не услышали ничего нового. Все же, акценты на двух вопросах были сделаны. Например, депутатам дали понять, что Запад давит на президента, чтобы Рада продлила на год действие закона об особом порядке местного самоуправления, действие которого завершается 18 октября этого года. Ведь в ст.1 закона говорится, что особый порядок местного самоуправления вводится временно, на три года. Напомним, РБК-Украина уже писало о намерении Банковой продлить действие закона.

Вторая важная новость, которую услышали депутаты - в самом проекте закона не будет идти речь о введении миротворческой миссии, но будет заложена база, которая позволит не допустить представителей РФ в составе такой миротворческой миссии на территорию Украины.

"Обсуждался вопрос о продлении на год статьи закона (об особом порядке местного самоуправления, - ред.), срок которого истекает 18 октября. Насколько пролонгация такого закона является важной, как своеобразная база для того, чтобы можно было вести в дальнейшем переговоры и как продолжение санкций", - заявила по итогам встречи журналистам председатель комитета по иностранным делам Анна Гопко. Другие участники Минской платформы рассказали, что в Администрации президента объяснили, якобы на этом пункте сильно настаивают международные партнеры. Приводимые аргументы в поддержку этого положения - Запад может снять санкции с России за невыполнения Украиной минских соглашений. К тому же, замглавы АП Елисеев объяснил депутатам, что президент России Владимир Путин пугает эскалацией боевых действий в Донбассе в случае, если действие этого закона не будет продлено.

Пока не известно, будет ли эта норма прописана в заключительных и переходных положениях к законопроекту или будет подана отдельным законопроектом. "Внесут вместе или отдельно, зависит от того, будут ли голоса. Понятно, что "Оппозиционный блок" не будет голосовать за признание России агрессором, а вот за продолжение особого статуса - может. Так же много демократических сил не поддерживают продление особого статуса", - рассказывает собеседник РБК-Украина, присутствующий на вторничной встрече.

Все же депутаты больше склоняются к варианту, когда норма об особом статусе будет вынесена отдельным документом, ведь на Банковой не могут допустить провала законопроекта о реинтеграции.

Претензии "Народного фронта"

К тому же, "в позу" встали и партнеры по коалиции - "Народный фронт". Источники РБК-Украина в НФ уверяют, будто бы в понедельник вечером на заседании "Стратегической семерки" Александр Турчинов, Арсений Яценюк и Арсен Аваков заявили, что не поддержат проект о реинтеграции, если в переходные положения документа внесут норму о продлении особого статуса Донбасса. Лидеры НФ посоветовали президенту вносить этот вопрос отдельным проектом. Якобы из-за этого лидеры НФ даже покинули заседание "Стратегической семерки" раньше и поехали на заседание фракции. "Наши сказали, чтобы они (Банковая, - ред.) не портили наш красивый закон. Он о войне, об оккупации. Если они хотят, пусть вносят свои эти заключительные положения отдельным законом. Мы сказали, что будем голосовать, если там не будет минских соглашений ", - рассказал один из депутатов от "Народного фронта" о результатах заседания фракции вечером в понедельник.

Но это не единственный вопрос, которым недовольны в "Народном фронте", или, точнее сказать, в МВД. Будто бы президент в законопроекте о реинтеграции Донбасса решил еще продвинуть переподчинение Национальной гвардии из-под МВД непосредственно себе. "Предлагается на период военных действий переподчинить Национальную гвардию для лучшей координации Вооруженным Силам Украины и президенту. А военные действия, как мы понимаем, могут продолжаться бесконечно", - объясняет источник в БПП. В МВД не в восторге от такой идеи. Говорят, что не понимают логики таких изменений, ведь и сейчас в зоне АТО Нацгвардия подчиняется Генштабу ВСУ. "Она и сейчас под президентом. В зоне АТО Нацгвардия непосредственно подчиняется Генштабу", - рассказал РБК-Украина источник, близкий к министру внутренних дел Арсену Авакову и добавил, что на самом деле в этом вопросе заключается весь конфликт вокруг законопроекта о реинтеграции Донбасса между БПП и НФ.

Напомним, накануне близкий к главе МВД Арсену Авакову депутат Антон Геращенко сделал громкое заявление о том, что конфликт между президентом и силовым министром существует давно. Как пояснили РБК-Украина источники в парламенте, такого заявления не ожидал даже сам Аваков, вне зависимости от того, насколько оно соответствует действительности. Геращенко ни с кем не согласовывал свои слова. 

Однако источник в НФ, приближенный к Яценюку, отметил изданию, что на самом деле норму о переподчинении Нацгвардии президенту выписывал сам секретарь СНБО Александр Турчинов. Поэтому даже если Авакову это не нравится, ему придется согласиться. "Эти нормы выписывал сам Турчинов. И это правильно, что на время введения военного положения, все военные формирования должны быть под Генштабом. Даже если Аваков против, он должен быть "за", - объясняет источник.

Депутаты предлагают

Также на встрече Минского формата от депутатов звучали предложения продлить особый статус, но не на год, а на полгода, как это делает Евросоюз с санкциями в отношении России. "Я предложила продлить статус на полгода. Почему Европа продолжает санкции на шесть месяцев, а мы (должны продлить особый статус, - ред.) на год? Давайте тоже подвесим. Но я понимаю, что в этом парламенте сложно собирать под этот вопрос голоса", - рассказывает собеседник. Интересовались депутаты и тем, есть ли в Администрации "план Б" на случай провала пролонгации особого статуса в сессионном зале. Ответа не последовало.

Была дискуссия и по легитимизации минских соглашений. Ведь в проекте якобы упоминается о приоритетности выполнения положений Минского протокола от 5 сентября 2014 года, Минского меморандума от 19 сентября 2014 и "Комплекса мер" от 12 февраля 2015 в вопросах восстановления территориальной целостности и государственного суверенитета Украины. "То, что они прописывают минские соглашения в законе, означает, что они хотят легитимизировать неофициальный документ, который не является ни законом, ни не соответствует признакам международного документа", - объясняет собеседник.

"Упоминание минских протоколов - это просто факт наличия, а не ссылки на них в тексте законопроекта", - высказала свою точку зрения председатель комитета по иностранным делам Анна Гопко.

Проблема миротворцев и "фейковые версии проекта" 

В течение сентября представитель президента в парламенте Ирина Луценко постоянно подчеркивала, что камнем преткновения проекта по реинтеграции Донбасса является вопрос введения миротворческой миссии. Будто бы проект не регистрируется, поскольку до сих пор Украина не смогла согласовать с международными партнерами детали введения миротворческой миссии. Как выяснилось, в самом проекте и не планируется прописывать ни слова о введении миротворческой миссии. Но вместо этого Банковая планирует обезопасить Украину от участия российских военных в составе такой миротворческой миссии. "В этом тексте законопроекта будет база под миротворческую миссию, где будет указано признание российских оккупационных войск, затем российской оккупационной власти. В соответствии с этим, Россия уже не может участвовать в миротворческой миссии. Сама миротворческая миссия в тексте закона отражена не будет", - заявила журналистам Анна Гопко. Также участники встречи рассказали РБК-Украина о том, что на встрече обсуждались сценарии нашего поведения в случае, если Россия наложит вето на введение такой миссии, ведь речь идет именно о формате миротворческой миссии ООН. Уже в ближайшее время в Украину должна прибыть техническая оценочная миссия ООН, которая должна определить стоимость миротворческой миссии и ее формат.

Источник, близкий к президенту, рассказал изданию, что уже через две недели Украина может вынести на рассмотрение ООН резолюцию о введении миротворческой миссии. "За неделю-две мы вместе с несколькими нашими партнерами внесем резолюцию в ООН по миротворцам", - сказал собеседник в БПП.

Народный депутат, член комитета по иностранным делам Владимир Арьев пояснил, почему в тексте закона не будет подробного упоминания темы миротворцев. "О миротворцах мы можем вносить в закон только те вещи, которые являются реальными. На сегодня ни одной резолюции ООН о направлении миротворческого контингета не существует. Мы не можем делать в законе вещи, которые на сегодняшний день чисто эфемерными. Это будет выглядеть глупо", - советует не торопиться Арьев.

Также в президентской фракции рассказали, что на самом деле версий законопроекта было не несколько, а несколько десятков. "Над проектом работали эксперты СНБО, советники главы государства, привлекались депутаты, было несколько десятков версий, проводились тщательные консультации с нашими европейскими и американскими партнерами, с уважением отнеслись к украинской позиции относительно четкого определения статуса временно оккупированных Россией территорий и определения самой страны оккупанта, также законодательного закрепления другой терминологии, гармонизирует нынешнее украинское законодательство, международное законодательство и существующее положение вещей в Донбассе, где происходит ползучая аннексия украинской территории России. Но ключевое, философия закона: это возвращение, а не отторжение территорий, не отказ от них, как некоторые предлагают", - подытожила итоги разговора у себя на Facebook странице первый заместитель председателя Верховной Рады, руководитель Минской платформы Ирина Геращенко.

Стоит отметить, что за десять минут до начала встречи в рамках "минской платформы" вице-спикер Оксана Сыроид опубликовала на своей Facebook странице очередную версию законопроекта, которая якобы и является окончательной. Хотя, сама Сыроид , как и депутаты от "Самопомочи" бойкотируют встречи в рамках "минской платформы".

Первый заместитель председателя парламента Ирина Геращенко уже успела окрестить его фейковым. "В это время (заседания платформы, - ред.) в интернете публикуются какие-то фейковые законопроекты, которые Президент никого не уполномочивал печатать, кстати", - написала политик у себя на Facebook.

Разделение законопроекта

Проект закона об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганськой областях, опубликованный Сыроид, почти не отличается от того, который РБК-Украина публиковало ранее. За исключением некоторых косметических правок и одного важного момента. В тексте документа вычеркнуто правку, что касается увеличения действия особого порядка местного самоуправления в отдельных районах Донбасса с трех до четырех лет.

Также частично изменено название. Новая версия - "Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях". Ранее же в СМИ фигурировало немного другое название - "Об особенностях государственной политики по восстановлению государственного суверенитета Украины над временно оккупированной территории Донецкой и Луганской областей Украины". Поэтому, если это и есть окончательная версия, то вместо "восстанавливать" на Банковой решили "обеспечивать" государственный суверенитет.

Из нововведений в законе о военно-гражданских администрациях предлагается убрать понятие "антитеррористической операции", что подтверждает идею отмены АТО, и передать полномочия от Антитеррористического центра при СБУ к Объединенному оперативному штабу ВСУ.

Депутаты прогнозируют, что уже сегодня проект может быть вынесен на рассмотрение комитета, а в четверг - на голосование. Впрочем, есть и другое мнение, что проект будет рассмотрен на следующей пленарной неделе - 13-17 октября. "У президента надеются, что депутаты проявят государственную позицию и проголосуют законопроект в течение одной пленарной недели до 18 октября, когда истекает срок действия закона об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донбасса", - написал в своем блоге на "Украинской правде" член минской платформы Алексей Рябчин.

А Ирина Геращенко уже анонсировала следующий сбор "минской платформы" снова - после внесения президентом проекта. "После официального внесения президентом законопроекта мы еще раз соберемся в рамках платформы, чтобы детально пройтись по новеллам и сблизить позиции парламента", - отметила Геращенко.

До последнего не исключается вариант, когда в сессионный зал будут внесены два похожих законопроекта и оба проголосованы. О необходимости разделения текстов рассказала журналистам замглавы фракции "Народный фронт" Виктория Сюмар.

"Нельзя смешивать в одно две категории. Когда, с одной стороны, мы признаем Россию агрессором, создаем против этого соответствующую систему государственной защиты, а с другой – вводим в законодательство минские договоренности, которые, к сожалению, сегодня не являются суперэффективными для освобождения украинской территории. Потому была наработана позиция по разделению предлагаемого законопроекта на два документа", - пояснила Сюмар.

Причем, источник РБК-Украина в "Народном фронте" сообщил, что их фракция не будет голосовать за тот проект, в котором будет идти речь о продлении на год особого порядка местного самоуправления на отдельных территориях Донбасса.