Вопреки пока еще декларируемой цели, досрочные парламентские выборы "Оппоблоку" давно не нужны. Ввиду того, что в этом случае расклад сил в новом парламенте может быть совершенно непредвиденным.
Во-вторых, перспектива прохода своего кандидата во второй тур будущих президентских выборов вместе с Петром Порошенко предполагает, что сама власть будет заинтересована в поддержании позитивного реноме бывших регионалов. В-третьих, при нынешней ситуации и пусть даже относительно стабильном электорате, размывание голосов на рожденные после второго Майдана партии "Наш Край", "Видродження" и тому подобные - неизбежно. "Регионалы", пусть даже и бывшие, всегда славились расчетом, в склонности же к риску они замечены не были.
По данным источников РБК-Украина в руководстве "Оппоблока", задача-максимум проста, но амбициозна. Шаг первый: стать одними из инициаторов Конституционной реформы, предполагающей расширение полномочий парламента; шаг второй - провести переговоры о "коалиции национального единства" вместе с командой действующего президента и, финальный аккорд - заменить собой "Народный фронт" в конструкции власти. И пусть вышеуказанное как две капли воды напоминает 2006 год, "універсал національної єдності" времен президентства Виктора Ющенко и реставрацию, казалось бы, навсегда отыгранного Виктора Януковича, но тогда же у регионалов все получилось. Почему бы им не планировать похожую схему сегодня?
Отвечая на вопрос о том, как все это можно будет "продать" избирателю, в руководстве Оппоблока выдают неожиданное: "Россияне под это могут отдать Донбасс". В это заявление трудно поверить, но оно любопытно тем, что "коалиция национального единства" в общем-то логично вписывается в концепцию "президента-миротворца", которую Петр Порошенко определил себе как магистральную линию кампании ко второму сроку.
К слову, нелюбовь лидеров "Оппоблока" к руководству "Народного фронта" вполне взаимна. Из последних выпадов - в понедельник, 2 октября глава МВД и один из лидеров НФ Арсен Аваков выступил на брифинге с громким заявлением. По его словам, задержанная накануне бандитская группа, орудовавшая в Украине на протяжении последних двух лет, контактировала с рядом руководителей партии "Оппозиционный блок".
Причем тут РабиновичСамого медийного на сегодня народного депутата Вадима Рабиновича продолжают ассоциировать с "Оппозиционным блоком", не смотря на новую партию и флаги с подсолнухами. Во-первых, Рабинович прошел в нынешний созыв парламента вместе с этой политической силой, во-вторых - до сих пор официально не вышел из фракции "Оппоблока". Не смотря на публичную критику коллег по фракции, Рабинович не выходит из нее, потому, что в случае добровольного выхода он, согласно регламенту Верховной Рады, лишится мандата. Так же, как ранее вышедшие из БПП Николай Томенко и Егор Фирсов.
Имеющая по разным данным от 5 до 8% электоральной поддержки партия "За життя" Рабиновича и его политического партнера Евгения Мураева до сих пор сохраняет налет таинственности в части финансирования проекта. Одни (в основном, во власти) говорят, что это чистый технологический проект "Оппоблока" по разделению электората - чтобы те, кто по каким-то причинам разочаровался в "Оппоблоке", не ушел к конкурентам и был "подхвачен" партией Рабиновича. Другие же (в основном, в "Оппоблоке") обвиняют Рабиновича в игре на руку Банковой, третьи видят в нем традиционную "руку Кремля", четвертые уверены, что все это "За життя" - личная политико-бизнесовая инициатива Рабиновича.
На самом деле, бенефициары телеканала "Интер" обещают Рабиновичу "веселую жизнь" ближе к выборам, из чего можно предположить, что первая гипотеза существования партии "За життя" - наименее близка к истине. Четвертая же - наиболее жизнеспособна.
"Вадим Зиновьевич уже продал 300% своего условно проходного списка. Разным вкладчикам мелкими партиями. Причем, что сохранение проходного рейтинга до выборов ему далеко не гарантировано", - сообщил РБК-Украина источник во власти. Среди тех, кто имеет свой интерес в партии "За життя", называют, в частности, Банковую, Виталия Хомутынника и Павла Фукса, Виктора Медведчука и даже Арсена Авакова.
Контролируемый конфликтОдна из периодически всплывающих тем внутри "Оппоблока": возможен ли раскол внутри этой изначально неоднородной партии? "Мы не политическая фракция, а, скорее - сборная менеджеров. Каждый знает, к какой когорте принадлежит и кто у него непосредственный куратор. За счет этого никаких проблем с дисциплиной нет", - сказал собеседник РБК-Украина во фракции "Оппоблока". Фракция "Оппоблока" действительно поделена на квоты Сергея Левочкина, Рината Ахметова и, немного, Виктора Медведчука. Но отсутствие единоначалия не означает скандала.
Вялотекущий конфликт группы Ахметова и условной группы "РосУкрЭнерго" один из политтехнологов окрестил "газовые против угольных", имея ввиду интересы в газовом и угольной бизнесе каждой из них.
"У нас "нелюбовь" с 2002 года. Но это никогда не перерастало и не перерастет в конфликт, или, тем более, в раскол. У нас общие политические цели и понятные противники", - сказал источник РБК-Украина в руководстве "Оппоблока". Собеседник добавил, что, даже если единым кандидатом от "Оппоблока" на будущие президентские выборы пойдет не Юрий Бойко, это не будет значить, что "Ахметов переиграл Левочкина". В партии однозначно дали понять, что любое решение будет консенсусным и наиболее выгодным для них на тот момент.
Поэтому главной целью в руководстве "Опоблоку" называют сохранение взаимовыгодного единства. "А вообще Ринат будет "играть во всех", - говорит источник в "Оппоблоке", имея в виду традиционное для украинских олигархов "раскладывание яиц по разным корзинам" во время выборов.