Максим Поляков, дело которого в прокуратуре назвали "янтарным", подозревается в получении взятки в размере $7,5 тысячи за якобы лоббирование интересов иностранной компании "Фуджейра" (ОАЭ), которое заключалось во внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно особенностей налогообложения деятельности по добыче янтаря, а также во внесении изменений в Таможенный кодекс относительно освобождения от налогообложения операций по ввозу на территорию Украины оборудования для промышленной добычи янтаря. Санкция за эти нарушения согласно статьи 368 Уголовного кодекса Украины предусматривает до 12 лет лишения свободы.

Вялое начало

"Если говорить футбольными терминами, то получается, что мы проигрываем 3: 0", - с улыбкой отметил глава Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП) Назар Холодницкий до начала заседания, имея ввиду предыдущие три безрезультативных дня для прокуроров в регламентном комитете. Видимо, Холодницкий осваивает новую терминологию - ведь недавно он был избран первым вице-президентом Федерации футбола Украины.

Комитет начинался довольно вяло. Заметно было, что депутаты за неделю устали, потому не особо активно участвовали в обсуждении очередного однообразного дела. Лишь через час роботы - около 11:00  - члены комитета договорились о процедурных вопросах: 1) отстранить от голосования их коллегу Владислава Данилина (НФ), который брал на поруки фигурантку "янтарного дела" помощницу Полякова Татьяну Любонько, а потому имеет конфликт интересов; 2) кто, в каком порядке и сколько времени будет выступать; 3) и разрешить ли генпрокурору в присутствии СМИ обнародовать аудиозаписи телефонных разговоров Полякова, согласие на обнародование которых, по словам Луценко, дал суд.

В конце концов, Данилина таки отстранили, но позволили ему присутствовать при обсуждении, хотя депутат этим правом так за все без малого шесть часов заседания и не воспользовался. Также позволили Луценко продемонстрировать записи разговоров Полякова.

"Приветственное" выступление Луценко в начале заседания оказалось непривычно коротким. "Национальным антикоррупционным бюро с прошлого года осуществлялись оперативно-розыскные действия - выявление элементов взяточничества в сфере нелегальной добычи и последующей реализации янтаря. Сначала был внедрен офицер под прикрытием, который занимался проверкой полученной информации, выявлением новых фактов не только в среде народных депутатов. Трактовать это дело, как специальную провокацию депутатов, нет никаких оснований", - сказал генпрокурор и передал слово Холодницкому. Глава САП продемонстрировал собравшимся аудио- и видеозаписи разговоров фигурантов дела за ноябрь 2016 года - самого депутата, его помощницы Татьяны Любонько и офицера под прикрытием под псевдонимом "Екатерина", которая в представлении значилась в качестве представителя компании нерезидента "Фуджейра" (ОАЭ) по фамилии Сивоконь.

"Пленки Полякова": шеф, янтарь и тайный агент

В первой аудиозаписи разговора между Екатериной и помощницей Полякова Татьяной Любонько от 17 ноября 2016 последняя объясняет агенту НАБУ, как Поляков и Розенблат продвигают изменения в налоговое и таможенного законодательства, и озвучивает "прайсы" их услуг.

"Шеф мой с ним (Розенблатом, - ред.) вчера встречался. Они мне озвучили вот так вот: пять - это аванс ему. То есть Розенблату. Пять - это мой шеф. И пять - это Бояркин (руководитель Госгеонедр Николай Бояркин, - ред.), - объясняет Любонько Екатерине.

В тот же день, по данным прокуратуры, Поляков в присутствии своей помощницы встречался с Екатериной и объяснял ей, что готов взяться за дело, но не без участия Розенблата. Поляков говорил, что работа без Розенблата - это "выброшенные деньги на ветер", так как Розенблат - монополист в области янтаря. "Розенблат, слава богу, он коррупционер. Ну, шутка ... На самом деле, то есть, он нормальный парень. И понимает, что такое бизнес", - говорит голос Полякова Екатерине на записи.

В обнародованном телефонном разговоре между Поляковым и Любонько от 21 ноября помощница якобы подтверждает депутату, что что-то получила от Екатерины, а тот просит ее разделить сумму и половину передать Розенблату.

22 ноября Любонько, если верить записи, получает часть средств от Екатерины и сообщает об этом Полякову. В тот же день депутаты регистрируют необходимые законопроекты в парламенте.

"Максим Анатольевич, хотела сказать, что пять получила", - отчитывается Любонько кому-то на видеозаписи. "Не знаю, что такое пять. Набери меня на Whatsapp", - отвечает ей собеседник.

Позже Поляков уверял журналистов, что информация о том, будто он давал указания помощнице звонить на Whatsapp не соответствует действительности, потому что Whatsapp у него появился только в 2017 году. Также он опроверг, что был разговор, где помощница говорит ему, что "получила пять" (тысяч долларов, - ред.).

"Она со мной об этом не говорила", - оправдывался он перед СМИ.

В тот же день, по данным САП и НАБУ, Любонько по указанию Полякова приобрела из полученных $5 тысяч два мобильных телефона Iphone 7 общей стоимостью $1,8 тысяч для Полякова и его жены. Уже 19 июня 2017 года один из телефонов был изъят у жены Полякова сотрудниками органов.

По информации прокуратуры, 24 ноября Екатерина встретилась с Розенблатом, который попросил передать его часть в $7,5 тысяч своему охраннику, а 28 ноября Любонько получила от Екатерины остальные деньги для Полякова - $2,5 тысячи.

"Я думаю, что по видео становится абсолютно понятной необходимость дальнейшего досудебного следствия и работы с ним (Максимом Поляковым, - ред.). Именно поэтому, чтобы дальше продолжать следствие, я прошу комитет поддержать представление на привлечение Полякова к уголовной ответственности, а дальше - и на арест в связи с причастностью к особо тяжкому преступлению", - обратился генеральный прокурор к депутатам после демонстрации видео. В качестве аргументов необходимости задержания и ареста Полякова Луценко назвал риск уничтожения депутатом вещественных доказательств, вероятность бегства, влияния на свидетелей и так далее.

"Однажды мы уже поверили на честное слово народному депутату. Клялся, божился на всю страну, что будет оставаться в Украине, защищать свое честное имя, сотрудничать со следствием. Но Онищенко разыскивают уже около года", - пояснил Луценко на примере беглого депутата от "Воли народа" Александра Онищенко, который, вероятно, сейчас скрывается в Великобритании.

Линия защиты

Выступая в свою защиту, Поляков назвал "янтарное дело" расправой против него со стороны председателя НАБУ Артема Сытника.

"Рассказываю, когда началась эта история с НАБУ и моим преследованием. Речь идет о заявлении организаии "Депутатский контроль", которое было направлено в генпрокуратуру с просьбой возбудить уголовное дело против Сытника. Оно было возбуждено в 2015 году по факту пребывания господина Сытника с его женой в рабочей поездке (в Лондоне, - ред.) как советника, может, также агента... проживание за государственные средства...", - начал защищаться депутат и добавил, что также он неоднократно выступал с требованием проверить законность приобретения автомобиля главой НАБУ и получение квартир его женой, когда Сытник еще работал в прокуратуре Киевской области.

Также, по мнению, Полякова, к разработке дела причастен и первый заместитель Сытника Гизо Углава. Якобы Поляков в 2015 году обнародовал информацию, что Углава занимался отбором бизнеса в Грузии и насилием бизнесменов в тюрьмах.

От янтаря Поляков, конечно же, тоже открестился. "Я, как народный депутат, никогда в жизни не имел никакого отношения к янтарю. Ни у меня, ни у моего окружения, ни у моих родственников не было каких-либо компаний, которые занимаются добычей или реализацией янтаря. Я родился и проживаю в Умани. У нас там много сокровищ, но янтаря еще нет" , - отметил депутат.

Позднее, Поляков подтвердил, что его помощница Татьяна Любонько действительно была знакома с агентом НАБУ Сивоконь. "Действительно к ней подослали эту... агента. Но, чтобы вы понимали, с этой девочкой они вместе отдыхали, ездили. Она ее в течение нескольких месяцев реально морально "укатывала" для того, чтобы познакомиться со мной", - начал говорить ближе к делу Поляков.

По словам Полякова, помощница как-то рассказала ему, что есть определенная международная компания, крупнейшая в мире по переработке янтаря, который хочет работать в Украине на этом рынке и создать до одной тысячи рабочих мест. После чего он все-таки решил встретиться с Екатериной, которая действительно предлагала ему деньги, но тот будто бы отказался и предложил ей заниматься добычей янтаря законными методами. После того разговора в ноябре прошлого года, по словам депутата, он запрещает помощнице общаться с Екатериной.

"Я ей четко говорю, что мне не нужны деньги. Это в стенограмме (стенограмме НАБУ, которая, по словам Полякова, была обнародована на одном из судебных процессов по его помощнице, - ред.). Почему этого нет на видео? Где Сытник? Почему нет стенограммы, где я говорю, что мне деньги не нужны? Это ведь есть, Юрий Витальевич!", - буквально закричан на генпрокурора Поляков.

Что касается якобы купленных на коррупционные деньги телефонов, то, по словам Полякова, он их заказал еще в конце октября - за месяц до 22 ноября, когда они были приобретены его помощницей.

В целом защиту адвокаты Полякова строили на том, что преступниками в этой всей ситуации является не Поляков, а как раз НАБУ, которое осуществляло провокацию дачи взятки, что тоже уголовно наказуемо. Защита делала упор на то, что это не помощница Полякова и не сам депутат требовали взятку, а наоборот, агент НАБУ Екатерина провоцировала их.

Поддержать Полякова пришел и его коллега по фракции, вице-президент ПАСЕ Георгий Логвинский. Он начал разоблачать абсурдность действий НАБУ и прокуратуры. "Знаете, сколько мы налогоплательщики, обычные люди, заплатили за этого агента (Екатерину - ред) и других детективов? Примерно 40 миллионов гривен! Чтобы показать видео, на котором помощница народного депутата получила пять тысяч долларов. У вас не понимают, что это растраты? Это не столы накрывать!", - продолжал Логвинский линию защиты о провокации подкупа. Он напомнил, что это преступление, которое предусматривает семь лет лишения свободы.

Избитая жена и Шахов без коплексов

Также депутаты не унимались относительно законности действий следователей НАБУ, которые, по словам Полякова, якобы избили его жену, когда изъяли у нее телефон, как вещественное доказательство (тот самый преславутый "коррупционный айфон"). Защита Полякова требовала от Луценко немедленного вмешательства в это дело.

"Я получил заявление о незаконных действиях работников НАБУ от Розенблата и Полякова. Эти обстоятельства будут изучаться", - заверил Луценко.

"Ряд лиц, детективов НАБУ зажали в угол жену народного депутата, нашего коллеги Полякова, ударили ее по руке, выбили у нее телефон, забрали этот телефон в тот момент, когда она кричала своему мужу в тот телефон "Приезжай! Спасай меня!", - подключился к дискуссии и.о. главы регламентного комитета Павел Пинзеник.

"Еще раз. На прошлой неделе я получил заявления от народных депутатов Полякова и Розенблата о существенных нарушениях действующего законодательства в действиях детективов НАБУ. Это дело зарегистрировано как уголовное производство. Оно будет проверено. Если были нарушения, будут за это отвечать. Но это не снимает вопрос получения средств народными депутатами...", - повторил Луценко.

Но Пинзеник много раз повторил вопрос, внесено ли это производство в Единый госреестр. В ответ на это Луценко заверил, что сообщит позднее, а затем пожаловался, что именно из-за затягивания рассмотрения комитетом представлений он возвращается в генпрокуратуру, когда его подчиненные уже уходят домой, поэтому просто физически ему сложно узнать необходимые сведения.

Но это все были "цветочки". Настоящий накал страстей начался после "допроса" Луценко членом регламентного комитета Сергеем Шаховым (группа "Воля народа").

Несмотря на то, что Луценко уже не раз отвечал, что заявление о возможном превышении полномочий работников НАБУ, зарегистрировано, Шахов снова задавал тот же вопрос. Буквально придирался к каждому слову, к каждому факту обвинения, которые казались ему сомнительными. Например, откуда у прокуроров уверенность в том, что обращение "Шеф", которое Любонько произносит на записи, адресовано именно Полякову.

"Я могу уйти. Я не закончил", - не на шутку разозлился Луценко, когда Шахов в очередной раз пресек попытку генпрокурора вставить слова в дискуссию, которая к тому моменту уже превратилась в настоящую ссору.

 "Я не закончил", - отвечал ему Шахов.

"По моему, это я не закончил", - раскраснелся и буквально кричал Луценко. "Вы хотите, чтобы мы ушли? Я могу это сделать!".

"Давайте объективно относиться...", - настаивал депутат.

"Вы не объективно относитесь. Вы покрываете коррупцию. Здесь, в этом зале. Черт побери, я вам отвечаю, что произошло, а вы боитесь", - продолжал кричать Луценко, стуча кулаком по столу.

"Посадите, пожалуйста, прокурора Северодонецка, который покрывает три или четыре уголовных производства! За правдой пойдешь, ноги до ж*пы сотрешь", - внес очередной мэм в инфорпространство депутат Шахов.

"Наконец Донбасс полез из ваших уст", - ответил ему разъяренный Луценко, а уже через минуту покинул комитет, в работе которого был объявлен перерыв. Луценко направился на улицу, не объясняя, собирается ли возвращаться.

Решение комитета - ничего нового

Перерыв оказался недолгим - более  получаса. "Ты занимаешься фракционным эгоизмом", - подслушал корреспондент РБК-Украина, как Луценко упрекал Логвинского, что тот покрывает Полякова. "Хочешь защищать? Иди в адвокаты!", - говорил он депутату.

"Я за правду", - отрезал ему Логвинский.

Чуть позднее комитет все же огласил свое решение. "Дело является политическим. Выделены были огромные средства для того, чтобы поискать среди народных депутатов желающего брать взятки", - вынес свой личный приговор Пинзеник, а уже через минут сорок зачитывал решение комитета.

"Комитет считает, что представление (о привлечении к уголовной ответственности, - ред.) является законным и мотивированным, однако недостаточно обоснованным с точки зрения доказательной базы. Кроме того, комитет выражает обоснованные предостережения относительно возможного злоупотребления властью, служебными полномочиями в части проведения оперативно розыскных действий при расследовании", - зачитал Пинзеник и добавил, что комитет решил обратиться в ГПУ о совершении работниками НАБУ действий, содержащих признаки провокации подкупа. Соответствующее решение депутаты направили спикеру Андрей Парубий.

Что касается представлений о задержании и аресте Полякова, на которых настаивали прокуроры, комитет признал, что оба представления недостаточно обоснованы, и решили также направить их Парубию.

Луценко же заявил, что решением комитета в прокуратуре довольны, потому что представление попадают к председателю Верховной Рады, а затем, вероятно в сессионный зал, и посоветовал готовиться к завтрашнему процессу. "Завтра будет долго. Одно кино будет целый день", - уже, садясь в лифт, кричал прокурор.

В пятницу, 7 июля, ставший почти родным за эту неделю для многих регламентный комитет рассмотрит очередное представление о лишении неприкосновенности. На этот раз Луценко придет за иммунитетом второго фигурантна "янтарного дела" - Бориславом Розенблатом из БПП.