Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (НАЗК) запустило процесс государственного финансирования политических партий. Между партиями, которые представлены в парламенте, было распределено 391 млн гривен. РБК-Украина пыталось выяснить, на что парламентские политические силы собираются потратить средства из государственного бюджета, и поможет ли поддержка государства стать партиям более прозрачными и независимыми от влияния олигархата.

Формула финансового успеха

Финансирование партий из бюджета должно было заработать еще с 1 июля, однако было отложено на два месяца. Согласно законодательству, право получить поддержку государства имеют партии, которые на последних парламентских выборах преодолели 5% барьер. Однако правила изменятся уже после следующих очередных или внеочередных парламентских выборов. Тогда право на государственное финансирование получат все партии, которые получат не менее 2% голосов избирателей.

Расчет суммы государственной поддержки достаточно прост: 2% минимальной зарплаты (1218 грн - минимальная заработная плата, установленная на 1 января 2015 года Законом "О бюджете Украины на 2015", - ред.) умножаем на количество избирателей, которые приняли участие в последних парламентских выборах (16 052 228).

Следовательно, имеем сумму в размере 319 млн гривен, которую государство распределяет между партиями, в зависимости от процента их поддержки избирателями. По такой схеме распределяется большая часть средств. Дополнительные 10% распределяются в качестве "гендерного бонуса" - поровну между партиями, в избирательных списках которых на каждую тройку кандидатов приходится одна женщина.  

Деньги распределились следующим образом: : "Народный фронт" претендует на 100,5 млн грн, "Блок Петра Порошенко" - 99,9 млн гривен, "Самопомич" - 49,8 млн гривен, "Оппозиционный блок" - на 42,8 млн гривен, Радикальная партия Олега Ляшко - 33,8 млн гривен, ВО "Батькивщина" - 25,8 млн гривен.

Напомним, на внеочередных парламентских выборах в 2014 году "Народный фронт" получил 22,16% поддержки избирателей, БПП - 21,2 %, "Самопомич" - 11 %, Оппозиционный блок - 9,4 %, Радикальная партия Олега Ляшко - 7,4 %, "Батькивщина" - 5,75. Следовательно, пропорционально между ними и были распределены соответствующие средства. Однако суммы, которые партии не успеют использовать до конца года, будут автоматически возвращены в бюджет.

Офис, два стола, пресса

Представители большинства политических сил не были готовы к вопрос, куда тратить государственные средства, и не стали особо фантазировать и отделались привычными фразами: "на офисы", "человек", "партийные газеты".

Представителя "Батькивщины" Сергея Соболева это вопрос РБК-Украина вообще застал врасплох. "Для меня это - новость (НАЗК распределило средства, - ред.). Я думал, что это шутка. Сегодня же не первое апреля. Вообще эти средства Минфин должен был распределять. При чем здесь НАЗК? Я даже не могу дать ответ и прокомментировать, куда это (средства - ред.) будет использоваться. Там же часть идет на погашение избирательной кампании, на сколько я знаю. Наша партия не показала "черную бухгалтерию", а полностью открытую, сколько мы потратили на избирательную компанию. Поэтому, возможно, на это уйдет", - прокомментировал заместитель лидера парламентской фракции.

В "Самопомочі" львовского мэра Андрея Садового пока тоже основательно не думали над тем, куда вкладывать бюджетные средства. Объясняют - будет решать руководство партии. Однако, без сомнения, заверили, что средства точно пойдут на содержание партийных офисов и разработку и анализ законодательных инициатив.

"На самом деле, хорошо, что это все происходит. Теперь все эти вещи финансировали олигархи, по большому счету, в 90% политических партиях и проектов, которые существуют в Украине. А теперь налогоплательщик может спросить, как это работает и что "вы за эти деньги сделали", - говорит лидер фракции "Самопомощь" Олег Березюк.

В партии президента Петра Порошенко уверяют, что сумма средств объемом почти в 100 млн грн для них является достаточно серьезной суммой, но, подчеркивают, что не будут тратить средства, чтобы просто все потратить.

"Во-первых, никто не будет тратить средства, чтобы главное их расходы. Во-вторых, у нас есть партийная деятельность, работают партийные ячейки, есть офисы, есть люди, которые работают в партии, партийная пресса - все это, безусловно, требует финансирования. Учитывая, что никогда вообще не было финансирования, это новая история и это действительно возможность уменьшить зависимость государства от любых спонсоров. Как на меня, это интересный эксперимент", - объясняет заместитель председателя парламентской фракции БПП Алексей Гончаренко.

У "радикалов" тоже обычные аппетиты. Говорят, что финансированием в почти 34 млн грн довольны. "В стране и так всем трудно, и у нас не лучшие времена, поэтому, конечно, грех жаловаться", - отмечает народный депутат от Радикальной партии, заместитель Олега Ляшко Андрей Лозовой. И добавляет, что государственное финансирование партия направит на аренду офисов по стране, юридическое обслуживание, выплату зарплаты людям, которые работают в партийных ячейках и печать партийной газеты.

В "Народном фронте", партии, которая получит наибольшую сумму, - 100,5 млн гривен, - объясняют, что еще толком не изучили, какие расходные статьи могут покрывать из государственного бюджета, поэтому решение еще не принимали. Более того, в соцсетях вообще высмеивают целесообразность финансирования партии, которая "умирает", и, которую сейчас готовы поддержать, по данным социологической группы "Рейтинг", немногим более 1% избирателей. "Я сомневаюсь, что умирает. Я - живая, например, Арсений Петрович вообще бодрый", - отреагировала на это народный депутат Елена Ледовских, ответственное за проведение выборов, и заверила, что лидер партии ежедневно находится в офисе и работает над реанимацией политсилы.

Вместе с тем, Ледовских подтвердила, что еще с 2014 года ведутся разговоры вокруг возможного объединения БПП и "Народного фронта". Сейчас, говорит политик, вопрос завис в воздухе. "Все в воздухе. Никакого решения еще не обсуждалось и не принималось", - добавила она.

На момент выхода статьи редакции РБК-Украина так и не удалось связаться с представителями "Оппозиционного блока", чтобы те прокомментировали свою позицию относительно государственного финансирования.

Вместе с тем, большинство парламентариев убеждены, что деньги из бюджета будет получить действительно сложно, ведь за каждую потраченную гривну нужно будет отчитаться. "Это будут жесткие, тяжелые деньги, но вместе с тем, возможно, эта политическая инвестиция будет первой, чтобы развивать публичную политику в Украине", - объясняет лидер фракции "Самопомощь" Олег Березюк.

Деньги и лобби

Инициаторы законопроекта о государственном финансировании партий считают, что финансирование из бюджета поможет снизить политическую коррупцию, зависимость партий от финансирования частными донорами и создать условия для свободной и честной межпартийной конкуренции и развития молодых или новых партий и тому подобное.

Однако политические эксперты не убеждены в том, что государственное финансирование сможет побороть политическую коррупцию, торговлю местами в списке или снижение влияния лоббистов на политические проекты. "Это не имеет смысла. Ничего не изменится. С одной стороны, партии забирают из бюджета деньги, с другой, что сейчас мешает любому олигарху или финансово-промышленной группе финансировать или создавать свой политический проект?", - поясняет политтехнолог, директор по стратегическому планированию агентства "Гайдай.Ком" Сергей Гайдай.

Поддерживает его и директор фонда "Демократические инициативы" им. Илька Кучерива Ирина Бекешкина. "Это не поможет, потому что эти партии создавались, в значительной степени, лоббистами и олигархами. За каждой партией можно найти определенный капитал. И что они сейчас скажут им (олигархам, - ред.): "Мы будем жить без вас!"? Я в этом очень сомневаюсь", - считает Бекешкина.

Более того, по мнению экспертов, финансирование партий из бюджета во время кризиса может вызвать недовольство людей, которые не понимают, почему они, как налогоплательщики, оплачивают какие-то партии, к которым они не имеют отношения. Однако, по мнению Бекешкиной, новые возможности получить поддержку из бюджета помогут "стать на ноги" тем политическим силам, которые смогут на следующих парламентских выборах получить 2% поддержки избирателей.

Впервые, напоминают в гражданской сети "Опора", государственное финансирование партий заработало в 50-х годах ХХ века в Германии. Потом, в 60-х годах - во Франции, Австрии, Швеции, Финляндии, Дании, а еще через десятилетие - в Италии и Норвегии. К примеру, в Германии государство является одним из главных спонсоров партий. Однако, чтобы получить средства, партии должны следовать строгой отчетности. Это, в частности, было вызвано определенными обстоятельствами, когда крупнейшие партии Германии - Социал-демократическая партия и Христианско-демократический союз - начале 2000-х попали в скандал. Последние финансировали партии в обход партийной кассы и отчетов.

"Германия - это страна, которая первая, если я не ошибаюсь, в 1954 году применила систему государственного финансирования партий. То есть партии, которые набирают 4%, получают поддержку за счет государственного бюджета. Есть четко определенная сумма за один голос, которая уплачивается партии до четырех миллионов голосов избирателей - это около 85 евроцентов, и она немного меньше по четыре миллиона. То есть, количество полученных голосов умножается на эту сумму. Это и есть бюджет партии до следующих очередных выборов. Также компенсация средств, которые потрачены на нужды агитации в ходе избирательной кампании", - пояснила РБК-Украина председатель ОО "Опора" Ольга Айвазовская.

В Чехии партия может рассчитывать на поддержку государства в размере 300 тыс. евро в год в случае, когда она получает 3% голосов избирателей. Государственные средства можно тратить на содержание офисов, зарплату партийцев, проведение акций. Во Франции поддержка государством партий достигает 40% фонда партии, в зависимости от объема поддержки на выборах. Причем, в Европе очень серьезно проверяют финансовую отчетность партий, которые получают финансирование из бюджета.

Работает государственное финансирование партий и в России. Там финансируются партии, которые получают 3% голосов избирателей при 5% барьере. В 2012 году финансирование партий в России увеличили с 25 до 50 рублей за каждый голос, полученный на федеральных выборах.