Свободный доступ в Шенгенскую зону украинцы могут получить уже в июле 2016 года. Такую возможность подтвердили глава украинского МИДа Павел Климкин и еврокомиссар по вопросам миграции Димитрис Аврамопулос сразу после пятничной публикации отчета Еврокомиссии о выполнении Украиной условий Плана действий визовой либерализации. Впрочем, визовый режим будет отменен только в том случае, если до 1 апреля 2016 года Украина выполнит пять требований ЕС, касающихся борьбы с коррупцией. В противном случае, процесс либерализации может быть сорван.

Конкурсный отбор

Эксперты и чиновники, утверждающие, что спустя семь лет Украина, наконец, выполнила абсолютно все требования ЕС для отмены виз, немного лукавят. Пятничный отчет Еврокомиссии (ЕК) о выполнении Украиной критериев Плана действий визовой либерализации (ПДВЛ) действительно положительный. И знакомые с тонкостями европейской бюрократии скажут, что если уж ЕК что-то и рекомендует Совету Европы, с вероятностью в 90% решение будет принято.

Но, как уже сообщало РБК-Украина, в пункте отчета 2.3.1.3 "Предотвращение и борьба с коррупцией" четко перечислены пять антикоррупционных требований официального Брюсселя, которые еще предстоит выполнить до конца первого квартала 2016 года.

Первые два из пяти требований Еврокомиссии касаются прозрачной работы Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) и Специальной антикоррупционной прокуратуры (САП), которые действуют в связке.

НАБУ можно смело назвать главным антикоррупционным органом страны. По закону оно подчиняется президенту. Руководителя НАБУ Артема Сытника на открытом конкурсе выбрали и назначили еще в середине апреля. И до 1 декабря главное антикоррупционное ведомство не могло заработать из-за отсутствия главы САП. Конкурс по отбору специального антикоррупционного прокурора сопровождался скандалами, в результате которых САП возглавил бывший зампрокурора АРК Назар Холодницкий.

Стоит уточнить, что именно прокуроры САП будут выдавать детективам НАБУ разрешения на расследование дел против коррупционеров и передачу их в суд. И, если учесть, что сам глава САП - заместитель генпрокурора и напрямую ему подчиняется, то становится понятным, какая "бойня" велась на этапе отбора специального антикоррупционного прокурора.

Своевременный запуск работы НАБУ и САП были в перечне требований ПДВЛ. И до 1 декабря, как того требовал Брюссель, украинская власть запустила работу НАБУ и САП. Казалось бы, в ЕС должны были поставить "птичку" напротив этого требования в плане визовой либерализации. Но перехитрить ЕК не удалось: европейцы требуют изменить закон о прокуратуре в части набора и увольнения прокуроров САП.

Какие именно правки Рада должна внести, Еврокомиссия не уточнила. Как удалось узнать РБК-Украина, изменения касаются требований к прокурорам, которые хотят работать в САП и подаются сейчас на конкурс.

"Речь идет о возможности расширения участия в конкурсах на должности, как в прокуратуре, так и САП. Сейчас принимать участие в конкурсах могут люди с 5-летним стажем работы в прокуратуре. Человека не из системы взять не могут", - пояснил РБК-Украина эксперт "Реанимационного пакета реформ" Ярослав Юрчишин.

Также, по его словам, могут внести изменения в госбюджет, которые дадут большую независимость САП. Ведь в бюджете на нее не предусмотрено отдельной статьи расходов. Сейчас САП финансируется за счет бюджета ГПУ.

"Также ЕК рекомендует внести изменения в закон о прокуратуре, чтобы вывести САП из-под контроля ГПУ. Но это лишь рекомендация", - сказал РБК-Украина один из заместителей генпрокурора.

История этой рекомендации давняя и касается переподчинения специальных антикоррупционных прокуроров. Еще на этапе второго чтения нового закона о прокуратуре нардеп от "Блока Петра Порошенко" (БПП) Виктор Чумак предлагал внести в закон правку, согласно которой функция назначения прокуроров САП от генпрокурора переходила б к непосредственно руководителю САП. Но предложение не набрало необходимого количества голосов.

Битва за декларации

Третий пункт-рекомендация в отчете ЕК касается запуска Национального агентства по предотвращению коррупции (НАПК), которое будет подчиняться правительству. В сфере его компетенции - мониторинг и проверка деклараций чиновников. Также с началом работы Агентства запустят государственный аудит партий. Прошедшие проверку политические силы получат деньги из бюджета на свою деятельность.

Именно после запуска Нацагентства заработает онлайн-декларирование чиновниками своего имущества (ведь именно НАПК должно утвердить онлайн-форму декларации) и вступит в силу криминализированная статья за несвоевременно поданную декларацию или за декларирование недостоверной информации.

В частности, если сейчас в законодательстве за это предусмотрена административная ответственность в размере 10 тыс. гривен штрафа, то после того, как заработает НАПК, за эти же нарушения предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет.

Именно европейские партнеры в свое время настояли на том, чтобы президент и премьер разделили сферы антикоррупционного влияния: за гарантом оставили НАБУ, а за главой правительства - НАПК. Официальный Брюссель даже закрыл глаза на то, что Украина и так на пару недель просрочила дату запуска НАПК, продлив сроки до конца первого квартала 2016 года. Но и в этом вопросе украинская власть рискует все провалить.

Конкурсный отбор главы НАПК также проходит со скандалами - его не могут выбрать уже больше полугода. В конце августа конкурс перезапустили, но даже перезагрузка комиссии по отбору не дала результатов. За три месяца работы она выбрала и утвердила лишь трех из пяти членов руководства НАПК. По закону, они должны определить главу Нацагентства. Юридических препятствий нет. Но, по словам многих членов конкурсной комиссии, кто-то из этих троих точно проголосует за себя.

"Поэтому в пятницу 18 декабря на заседании конкурсной комиссии на голосование вынесли несколько предложений. В том числе, и о довыборах еще двух членов, чтобы доукомплектовать пятерку, или объявить новый конкурс и набрать пятерку заново. Ни одно из предложений не набрало нужного количества голосов. Работа НАПК заблокирована. Ждем, когда нас в следующий раз соберет Наталья Севостьянова (первый замминистра юстиции, она же - глава конкурсной комиссии - ред.)", - рассказал РБК-Украина член конкурсной комиссии Виктор Таран.

В свою очередь Наталья Севостьянова сообщила РБК-Украина, что следующее заседание состоится уже в январе и, вероятнее всего, они просто выберут еще двух человек в руководство НАПК. Но, даже к уже выбранным двум из трех руководителей у общественности доверия нет.

"Александр Скопич и Наталья Корчак - люди, которых контролирует Кабмин и премьер (третий - нардеп от БПП Виктор Чумак, - ред.)", - заявил член конкурсной комиссии Виталий Шабунин.

На прошлой неделе "Реанимационный пакет реформ", представители которого представлены в конкурсной комиссии, и антикоррупционные организации обратились с открытым письмом к премьеру с требованием перезапустить конкурс по выбору главы НАПК.

"С помощью манипуляций конкурсная комиссия, где большинство имели представители власти, протянула на руководящие должности близких к премьеру чиновников, выбросив из конкурса представителей общественности. Голосование, как минимум, по двум из трех членов НАПК произошло нелегитимным и сомнительным способом. Так, например, два представителя от общественности, которые вошли в финал, были "завалены" комиссией без всяких на то объективных объяснений. Среди них - соавтор закона о люстрации и участник АТО Федор Вениславский, а также адвокат "Автомайдана", борец за очистку судебной системы и член Совета общественного контроля Антикоррупционного бюро Роман Маселко. В противовес этим двум кандидатам, представители власти протянули в НАПК косвенного подчиненного Арсения Яценюка - зампредседателя Нацгосслужбы Александра Скопича, и экс-преподавательницу премьера - Наталью Корчак", - сообщается в письме к премьеру.

Впрочем, в Кабмине это письмо проигнорировали и готовятся просто доукомплектовать уже выбранную тройку руководителей НАПК. Перезапуск конкурса, как того требует общественность, не вписывается в дедлайн отчета Еврокомиссии, которая обязывает Украину запустить Агентство до конца первого квартала 2016 года.

К тому же, крайне важно, чтобы до 1 апреля НАПК утвердило форму деклараций и запустило их онлайн-реестр. В противном случае, онлайн-декларирование, уголовная ответственность за неправдивую информацию и обязательство декларировать наличные сбережения, золото и антиквариат откладывается еще на год - до 1 апреля 2017 года.

Арест и спецконфискация

Самая нелепая ситуация получилась с законами о спецконфискации и аресте имущества коррупционеров. Их принятие было нужно для запуска Нацагентства по розыску и управлению активами. Закон о его создании президент подписал 9 декабря. В Верховной раде и на Банковой заранее знали позицию ЕС. Официальный Брюссель поддерживал законы №2540а и 2541а в редакции Кабмина. Об этом открыто говорил глава представительства ЕС в Украине Ян Томбинский.

И, возможно, процесс принятия документов прошел бы спокойно, если бы на этапе подготовки ко второму чтению в профильном парламентском комитете по правоохранительной деятельности, законопроекты не переписали бы до неузнаваемости.

Некоторые правки, которые внесли в закон, общественность назвала абсурдными. Так, к примеру, по словам Виталия Шабунина, чтобы на этапе досудебного следствия наложить арест на позолоченную вазу в "Хонке" экс-президента Виктора Януковича, прокурору нужно доказать ее незаконное происхождение и причиненный этой вазой общественный вред.

История закончилась принятием законопроектов №2540а и 2541а с многочисленными правками комитета по правоохранительной деятельности. Но с оговоркой. "Мы их отправим на оценку в Брюссель", - пообещал в кулуарах Верховной Рады главы фракции БПП Юрий Луценко сразу после принятия законов во втором чтении 10 ноября.

И, по его словам, если европейцы выскажут замечания, Рада обязательно внесет все необходимые правки в законы на условном третьем чтении.

В результате выяснилось, что законы на оценку в Брюссель отправлять и не собирались. Недавно на сайте президента появилось сообщение о том, что Петр Порошенко подписал законы об аресте и спецконфискации. И все бы ничего, если бы в своем отчете Еврокомиссия четко не указала, что в эти документы украинский парламент должен внести правки.

"Законопроекты об аресте и спецконфискации фактически усложняют процедуру ареста. Для того чтобы арестовать какое-либо имущество коррупционера, следователю или детективу НАБУ нужно доказать в суде, какой вред был нанесен этим преступлением. А этот вред очень часто нельзя посчитать, а иногда вреда может и не быть, - объяснила РБК-Украина эксперт "Реанимационного пакета реформ" Дарья Каленюк. - Предположим, судья получает взятку в 100 тыс. долларов. Деньги он получил, а "нужное" решение еще не принял. По принятому закону, эти 100 тыс. нельзя арестовать".

Эксперт отметила, что также усложнится процедура ареста активов, записанных на третьих лиц - "свата, брата, кума, тещу".

"Фактически нужно будет доказывать, что или актив был передан по цене ниже рыночной, или был передан с целью избежать конфискации. Но в реальности очень сложно доказать, что это третье лицо заранее знало, что собственник передает ей имущество, чтобы избежать конфискации", - отметила Дарья Каленюк.

На вопрос РБК-Украина о том, почему нельзя было сразу все сделать правильно, нардепы разводят руками. Но уверяют: вносить рекомендованные Евросоюзом правки в законы №2540а и 2541а готовы.