Верховная Рада Украины не поддержала в первом чтении законопроект №2743 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно развития институциональной способности Национального банка Украины". За соответствующее решение проголосовали лишь 221 нардеп при 226 минимально необходимых, передает корреспондент РБК-Украина.

Нардепы несколько раз пытались вернуться к рассмотрению этого документа, однако ни разу в сессионном зале не набралось необходимого количества голосов.

Как заявил первый заместитель председателя Национального банка Украины Александр Писарук во время представления данного законопроекта в парламенте, этот законопроект тесно связан с законопроектом №2742 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по развитию институциональной способности Национального банка Украины", который был поддержан Верховной Рады Украины в первом чтении и является структурным маяком программы расширенного кредитования МВФ.

"Основные принципиальные положения два: первое из них связано с изменением механизма распределения прибыли Национального банка. Во-первых, предполагается направлять прибыль Национального банка прежде всего на пополнение резервов НБУ на уровне 10% денежно-кредитных обязательств. Во-вторых, запретить авансовое перечисление прибыли НБУ в бюджет и сделать его возможным только после утверждения финансовой отчетности НБУ внешним аудитором", - заявил Писарук.

По его словам, в случае принятия закона, такое перечисление будет иметь место с апреля по май каждого года.

Вторая норма, по словам Писарука, предусматривает отмену императивной нормы, обязывающей НБУ давать прогнозы валютного курса и прибыли НБУ во время бюджетного процесса.

"Это не означает, что НБУ отстраняется от ответственности за эти показатели, еще только говорит о том, что мы пытаемся избежать чрезмерного давления на НБУ, который может привести к тому, что твин будет морально обязан соблюдать этих показателей, что может сделать зависимой курсовую политику", - сказал представитель НБУ.

Так, законопроект предлагает отменить нормы Бюджетного кодекса Украины (далее - Кодекс) относительно:- привлечения Национального банка Украины к составлению прогноза государственного бюджета Украины на следующие за плановым два бюджетных периода (изменения в части первой статьи 21 Кодекса);- предоставления Национальным банком Президенту Украины, Верховной Раде Украины и Кабинета министров Украины прогнозных монетарных показателей и информации о расчете части прогнозируемой прибыли к распределению, которая будет подлежать перечислению в государственный бюджет (изменения в части второй статьи 33 Кодекса);- предвидения в прогнозе госбюджета Украины на следующие за плановым два бюджетных периода и проекте Основных направлений бюджетной политики на следующий бюджетный период прогнозных показателей валютно-курсовой политики (изменения в части первой статьи 21 и части четвертой статьи 33 Кодекса).

Законопроектом также предусматривается дополнить Кодекс положением, согласно которому часть прибыли к распределению Нацбанка определяется и перечисляется в государственный бюджет после подтверждения внешним аудитом и утверждения советом Нацбанка годовой финансовой отчетности и формирования НБУ резервов в порядке и размерах, определенных законом Украины "О Национальном банке Украины" (новая часть девятая статьи 45 Кодекса). При этом, такое положение будет применяться начиная с формирования проекта государственного бюджета на 2016 год.

Напомним, 19 мая 2015 г. Верховная Рада Украины со второй попытки поддержала в первом чтении президентский законопроект №2742 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по развитию институциональной способности Национального банка Украины".