Претендент на должность заместителя министра юстиции Украины, бывший заместитель министра юстиции Грузии, декан юридического факультета университета Ильи в Тбилиси Гия Гецадзе в интервью РБК-Украина рассказал, почему принял предложение занять руководящую должность в украинском Минюсте, какие сферы будет курировать и какие первые шаги предпримет в плане реформ.
РБК-Украина: Министерство юстиции Украины начало оптимизацию своей работы. Скажите, такая оптимизация совпадает с Вашим видением реформирования ведомства? Вы непосредственно принимали участие в разработке?
Гия Гецадзе: Когда я приехал в Украину, план оптимизации Министерства юстиции уже разрабатывался. Конечно, я знаком с этим планом. По моему мнению, стратегия оптимизации очень хорошая и правильная. Но в ходе этой оптимизации мы продолжаем обсуждать и дорабатывать детали.
Мне нравится команда, в которой буду работать. Хочу отметить ее профессионализм и сильную мотивированность. Для меня - честь работать с этой командой.
РБК-Украина: Можно ли сказать, что оптимизация Министерства юстиции Украины проходит по грузинской модели?
Гия Гецадзе: Не думаю. В Грузии нам удалось сделать очень многое. Хоть мы и допустили много ошибок из-за недостатка времени. Но ошибки, которые мы допустили, - это тоже опыт. Мы поделимся нашим опытом и вместе с украинскими специалистами создадим украинскую модель. Возможно, однажды Грузия будет копировать украинскую реформу.
РБК-Украина: Вы претендуете на должность заместителя министра. За какие сферы деятельности Вы планируете отвечать? Когда Вы планируете приступить к работе?
Гия Гецадзе: У нас уже есть предварительные договоренности с руководством министерства, согласно которым я буду отвечать за работу комитета реформ, борьбой с коррупцией и оптимизацию кадров.
Для того чтобы я приступил к работе, необходимо пройти технические процедуры. Получение украинского гражданства в том числе.
РБК-Украина: А когда Вы получите украинское гражданство?
Гия Гецадзе: Я думаю, это будет на днях.
РБК-Украина: Было объявлено о ликвидации исполнительной службы, в частности из-за ее коррумпированности. В чем заключалась коррумпированность и что заменит эту службу?
Гия Гецадзе: Я точно знаю, в чем заключалась коррумпированность в Грузии. К примеру, в Грузии до наших реформ было так, что без взятки исполнитель вообще не регистрировал документы или где-то прятал их. Это было возможно, потому что не было электронной базы.
Также сотрудниками специально создавались очереди, чтобы брать с граждан взятку за ускорение процедуры получения какой-либо справки. Мы справились с этой проблемой, поделив работников на тех, которые принимали заявления, и тех, которые выдавали документы.
В Украине похожие проблемы, поэтому мы будем бороться с ними аналогичными методами. Мы точно знаем, как нужно построить систему, которая максимально уменьшит коррупцию в органах юстиции.
Также мы планируем имплементировать параллельно с государственными исполнителями частных исполнителей. Важно, чтобы и у частных, и у государственных исполнителей было одинаково высокое вознаграждение. Такой шаг, безусловно, будет способствовать искоренению коррупции.
По моему мнению, исполнительная деятельность - это сервис для граждан. Наша задача максимально упростить и сделать качественным такой сервис. Безусловно, мы надеемся на помощь правоохранительных органов, которые должны работать с нами в параллельном режиме. Такая комбинация оказалась успешной в Грузии. Так же мы сделаем в Украине.
РБК-Украина: Еще было объявлено о ликвидации Государственной регистрационной службы, и тоже из-за коррумпированности. Какие схемы в Госрегистрационной службе вы и ваши соотечественники нашли настолько неискоренимыми, что пришлось ликвидировать всю службу? Как теперь будет выглядеть регистрация имущественных прав? Опять БТИ?
Гия Гецадзе: Как будет выглядеть служба в будущем - как департамент или как автономная служба, мы определимся в дальнейшем. Это технический вопрос. Самое главное - построить систему и показать на практике, как она работает. А только потом, в процессе децентрализации, мы можем функции регистрации передать местному самоуправлению. Важно не передать эти функции в таком виде, в каком они есть сейчас, то есть в проблемном.
РБК-Украина: Как Вы и Ваши земляки видите реформу работы земельного кадастра? Вы уже знакомы с особенностями его работы?
Гия Гецадзе: Очень важно, чтоб существовала одна база и чтоб она была в одном министерстве. Это нужно для того, чтоб граждане не ходили по разным учреждениям по одному вопросу.
Я думаю, что сегодня большая проблема заключается в том, что земля находится в одном реестре, а дом, который построен на этой земле, в другом. Это нужно объединить, потому что такая система является неудобной для граждан. Мы обязательно будем поднимать этот вопрос. Опять же, это необходимо для улучшения сервиса для граждан.
РБК-Украина: Какие еще системные изменения ожидаются в Минюсте?
Гия Гецадзе: Изменения, о которых известно сейчас, - это только первый этап реформирования Министерства юстиции. В будущем будут более серьезные изменения в ведомстве. Но сейчас я об этом не могу говорить, потому что такие изменения еще находятся в стадии разработки.
РБК-Украина: Относительно кадровой политики. По Вашему мнению, сколько сотрудников ведомства необходимо уволить? И по какому принципу необходимо набирать новых работников?
Гия Гецадзе: По моему мнению, самое главное - это не сокращение штата, а введение новой стратегии набора персонала и назначения на должности.
Будет создана специальная комиссия и подкомиссии по сферам деятельности, которые будут отвечать за кадры. Мы создадим такой механизм назначения кадров, которого не было даже в Грузии. Сейчас в этом вопросе мы работаем с компанией Ernst & Young. Они помогут нам создать критерии для набора персонала, которые исключат возможность любой коррупционной деятельности.
Когда мы проводили реформу в Министерстве юстиции Грузии, сразу после "Розовой революции", я работал первым заместителем министра юстиции. Тогда мы сократили наши кадры на 70%. Но тогда была такая необходимость. В Украине другая ситуация. Необходимости в таком значительном сокращении в Украине нет.
РБК-Украина: Как бороться с коррупцией в органах юстиции при низком уровне зарплат? Якобы планируется увеличить сотрудникам зарплату за счет перераспределения средств, которые высвободятся от сокращения штата. Но ведь за счет этого не удастся существенно повысить зарплаты, не так ли?
Гия Гецадзе: Безусловно, без повышения зарплат с коррупцией в ведомстве не справиться. Поэтому мы будем стараться искать средства, чтобы уже на начальном этапе реформирования сделать зарплаты конкурентоспособными.
РБК-Украина: Планируется ли привлекать международную финансовую помощь в реформирование Минюста?
Гия Гецадзе: Обязательно. У меня запланирована встреча с представителями Всемирного банка. Также мы планируем встречаться с донорами из разных стран. Таким образом, система будет более прозрачная и открытая. А чем больше система открыта, тем больше она защищена от коррупции.
РБК-Украина: Будут ли привлекаться европейские и американские эксперты к реформированию Минюста?
Гия Гецадзе: Я думаю, да. У меня уже были встречи с представителями разных иностранных компаний, которые выявляют желание сотрудничать. Среди прочих, я уже провел встречу с USAID. Они дали предварительное согласие на помощь нам в мониторинге и тренингах.
РБК-Украина: Ваша команда уже анализировала особенности работы Минюста периода бывших министров Александра Лавриновича и Елены Лукаш?
Гия Гецадзе: У нас есть информация, но у нас нет фактов. Мы знаем, какие были проблемы, но без фактов я не могу их называть.
РБК-Украина: Когда, по Вашему мнению, закончится реформа в Минюсте?
Гия Гецадзе: Завершения реформы не нужно ожидать никогда. Важно, чтобы реформа всегда двигалась в правильном направлении и каждый год происходили улучшения. Реформы останавливать и заканчивать нельзя. Потому что технологии постоянно развиваются, совершенствуются. А, значит, необходимо постоянно следить за этим совершенствованием и внедрять улучшения в нашу работу. К примеру, в Германии во многих сферах реформы продолжаются и до сих пор. Это, в принципе, процесс продолжающийся. Но граждане уже хотят видеть улучшения. У нас нет много времени. Но мы хотим через три месяца показать уже первые результаты нашей работы.
РБК-Украина: А за какой период удалось навести порядок в Министерстве юстиции Грузии?
Гия Гецадзе: Изменения начались в 2004 г., а в 2007 г. уже работа в ведомстве была налажена. Но там реформа продолжается. Потому что развиваются технологии. Для улучшения сервиса необходимо внедрять новые технологии.
РБК-Украина: Расскажите, легко ли Вам было принять решение занять руководящую должность в Минюсте и переехать в Украину?
Гия Гецадзе: Я не думаю, что принял бы такое предложение от другой страны. Меня с Украиной связывает очень многое. У меня здесь много друзей, которые болели за нас, когда мы проводили реформы в Грузии.
Мне приходилось бывать в Украине еще во времена Кучмы, потом во время "оранжевой революции". Когда начался Майдан, я фактически был в Украине. Тогда я работал в частном бизнесе, поэтому у меня было для этого время. Я также ходил на Майдан и поддерживал его. Для меня эта страна связана с личными эмоциями.
Честно скажу, я долго не думал над предложением. Я обязан делиться тем опытом, который у меня есть.
Я уверен, что победа Украины - это победа Грузии. И наоборот.
Беседовал Илья Иванов