"Мы теряем позиции в глобальной конкуренции. Россия в следующем году завершает программу (создания) национальных атомных ледоколов нового поколения, что гарантирует России наличие нескольких тяжелых ледокольных судов далеко за 2020 год", - заявил американским конгрессменам командующий службой береговой охраны США адмирал Тад Аллен.

 

 

По его словам, "в прошлом году Россия завершила десятилетний проект, спустив на воду ледокол "50 лет Победы" - крупнейший у них (РФ) атомный ледокол, который гарантирует России доступ к природным ресурсам, находящимся в регионе Арктики".

 

 

Отметив, что, "так же как и Россия, инвестиции в свой ледокольный потенциал, в его поддержку и расширение делают Германия, Китай, Швеция и Канада", глава службы береговой охраны заявил о необходимости для США тоже вкладывать средства в строительство новых ледоколов. Срок эксплуатации двух американских тяжелых полярных ледоколов Polar Star и Polar Sea подходит к концу.

 

 

"В связи с тем, что стратегические интересы США в Арктике расширяются - как внутри страны, так и в международном масштабе, - наш полярный ледокольный потенциал находится под угрозой", - предупредил адмирал.

 

 

Позицию командующего службой береговой охраны поддержал конгрессмен-республиканец Дональд Янг.

 

 

"Россия теперь обладает одним из самых больших атомных ледоколов в мире. Финляндия всегда была впереди нас и сейчас понимает важность Арктики для транспортных нужд", - заявил Янг, по словам которого "этим вопросом должен заняться конгресс США и выделить необходимые доллары для нового арктического флота ради будущего нашей великой страны".

 

 

По мнению конгрессмена-демократа Рика Ларсена, США уступили свои позиции всем другим арктическим странам.

 

 

"В арктической гонке участвуют пять государств, и мы занимаем последнее место", - заявил Ларсен.

 

 

Эти задачи становятся особенно важными в свете прогнозируемого освобождения значительных районов Арктики от ледового покрова и появления новых возможностей для добычи нефти и природного газа на арктическом континентальном шельфе, а также в связи с возможностью новых морских маршрутов для транспортировки нефти и других грузов, сказал адмирал Аллен.

 

 

Он добавил, что доставка нефти в Японию по "арктическому маршруту", например, позволяет получить экономию в размере от одного до двух миллионов долларов на каждый танкер.

 

 

Адмирал сообщил также конгрессменам, что в настоящее время Белый дом работает над новой "национальной политикой в области Арктики", этот программный межведомственный документ, который готовится под руководством совета национальной безопасности при президенте США, появится уже "очень скоро".

 

 

На слушаниях был обнародован также меморандум, представленный в июле председателю объединенного комитета начальников штабов ВС США и подписанный главами Северного, транспортного и тихоокеанского командований ВС США, которые заявили о своей поддержке программы строительства новых ледоколов для службы береговой охраны США.

 

 

Прогнозируемое потепление в Арктике и появление свободных от ледяного покрова морских пространств открывают для США совершенно новые возможности в военной, экономической, энергетической и других областях, заявил в американском Конгрессе глава комиссии США по исследованию Арктики Мид Тредуэлл.

 

 

"Доступная Арктика означает новые и расширенные маршруты для американских военно-морских перевозок с целью переброски активов из одной части мира в другую, и комиссия считает, что полярные ледоколы являются жизненно важным морским компонентом для того, чтобы гарантировать существование у США такой полярной мобильности", - заявил глава комиссии.

 

 

Подчеркнув, что ледоколы помогают "расширить территорию США", Тредуэлл сообщил, что "по данным госдепартамента США оцениваемая стоимость территории, которую мы приобретем в соответствии с конвенцией ООН по морскому праву, составляет более одного триллиона долларов".

 

 

"Около 15% американской нефти добывается на северном морском склоне у Аляски, арктическое судоходство несет собой (новую) инфраструктуру и по мере того, как мы двигаемся все дальше в море - одобрив недавно лизинг новых участков на почти 3 миллиарда долларов - потенциальная необходимость транспортировки нефти и газа в американской Арктике возрастает", - заявил он.

 

 

Отметим, что летом 2007 года площадь арктических льдов сократилась до рекордно малого показателя - 4,2 млн квадратных километров. Для сравнения - в 1980 году этот показатель составлял 7,8 млн кв километров.

 

 

Между тем, страны, расположенные в этом регионе, уже пытаются оценить экономическую выгоду, которую может предоставить Арктика безо льда. Канада и Россия выясняют, кому принадлежат права на разработку арктического шельфа.

 

 

А президент Буш призвал отменить запрет на геологическую разведку и добычу нефти и газа в прибрежных водах США, включая и побережье Аляски.

 

 

Если все ледники растают, то уровень воды в мировом океане вырастет на семь метров. Это, в свою очередь, может иметь катастрофические последствия для густонаселённых регионов и стран.

 

NEWSru.ua