Но главная проблема в том, что большая часть бюджета острова состоит из субсидий Копенгагена. Кроме того, Дания включилась в гонку за богатствами Арктики, а Гренландия, входящая в состав королевства, связывает ее, по версии датчан, с Северным полюсом подводной грядой Ломоносова.

 

«Большая часть островитян по-прежнему выступает против американской РЛС» Гренландия входит в состав Дании с 1814 года, а с 1978 года остров проводит самостоятельную внутреннюю политику. Но международная и оборонная политика, а также законотворчество остаются за Датским королевством.


То, что среди жителей острова растет число сторонников полной независимости, можно судить по парламентским выборам 2002 года. Накануне этих выборов в соцопросах лидировали сепаратисты, но после подсчета голосов правящая социал-демократическая партия, выступающей против независимости, одержала победу.


Причину увеличения сепаратистских настроений аналитики объясняли тем, что гренландцы остались недовольны планами администрации Джорджа Буша сделать остров частью своей глобальной противоракетной обороны. С этой целью предлагалось модернизировать американскую авиабазу «Туле» на севере Гренландии, где еще в 50-х года построили радар для перехвата информации о советских ракетах (в случае конфликта могли бы полететь в сторону Вашингтона через Северный полюс).


На острове к такой инициативе отнеслись негативно. Тогдашний министр иностранных дел Гренландии Йозеф Мотцфельдт говорил, что его страна против гонки вооружений и любых попыток создания новых угроз миру. Кроме того, многие десятилетия подряд продолжалась юридическая тяжба между местными эскимосами и американским правительством, после того как в 1953 году коренное население изгнали с их земель обитания в результате появления базы.


Несмотря на протесты гренландцев в 2004 году США и Дания подписали соглашение о модернизации авиабазы и РЛС (для отслеживания баллистических ракет противника на ранней стадии полета).


За происходящим внимательно следили в России. Когда Дания и США пришли к компромиссу, Российский МИД заявил, что это может нанести ущерб безопасности России, поэтому Москва «оставляет за собой право на ответные действия».


Большая часть островитян по-прежнему выступает против американской РЛС, потому что она может сделать Гренландию объектом для террористических ударов. Однако последнее слово остается за Копенгагеном. После вступления Дании в НАТО между Копенгагеном и Вашингтоном в апреле 1951 года было подписано новое соглашение, по которому Дания и США сейчас совместно обороняют Гренландию. На острове, 80% которого покрыто льдом, сейчас проживают 57 тыс. человек.

Однако в планы гренландцев о независимости может вмешаться вопрос о том, кому принадлежит Северный полюс.


Дания претендует на признание Арктики ее национальной территорией, где находятся крупнейшие месторождения газа и нефти. В октябре 2004 года Копенгаген представил в ряд международных организаций и международный суд специальный документ, согласно которому он претендует на включение Северного полюса в национальные границы Дании.


Пока международное законодательство признает в качестве национальной экономической зоны морскую территорию, отстоящую от национальных границ на 370 километров, а сам Северный полюс имеет международный статус и не входит в границы ни одного государства.


В середине 50-х годов прошлого века на территории Северного полюса претендовала Канада. Международный суд постановил, что если в течение ближайших 100 лет не появится еще одного претендента на Северный полюс, то он отойдет Канаде. Возможно, так оно и случилось, если бы в спор за Арктику вмешалась Россия.


Об успехе научной экспедиции Артура Чилингарова узнал весь мир. Поэтому в 2007 году Арктика стала «горячей точкой». В августе российские ученые установили под водой на Северном полюсе российский триколор.


На сегодня в «претенденты на богатства» арктического шельфа, кроме России Дании и Канады записались США, Норвегия и Великобритания. Кто из них получит права на добычу углеводородов, вероятно, станет известно в этом году.


По мнению некоторых экспертов, с помощью арктических ресурсов Копенгаген хочет обеспечить себе будущие экономические интересы. Более того, если значительная часть материковых льдов растает к 2050 году (по прогнозу ученых), то Дания сможет контролировать новые морские пути через Ледовитый океан.


И как сюда впишется отделение Гренландии, не совсем ясно. Тем более что главный аргумент Дании – Гренландия, входящая в состав королевства, связывает его с Северным полюсом подводной грядой Ломоносова. Кроме того, большая часть бюджета острова состоит из субсидий Копенгагена.


ВЗГЛЯД