банк на своем сайте обнародовал списки 42 тыс заемщиков – физических лиц, малого и среднего бизнеса, корпоративных клиентов, – имеющих просроченную задолженность. Учреждение разгласило названия и организационно-правовую форму компаний, а также фамилии, имена и отчества своих клиентов.

Следует отметить, что в тексте указа нет требования или разрешения банкам, в которые введена временная администрация, делать такую информацию публичной. Согласно документу, банки могут создавать реестры недобросовестных заемщиков и еженедельно информировать общественность о стабилизации ситуации в учреждениях. Намерение обязать Нацбанк обнародовать списки неблагонадежных заемщиков Виктор Ющенко высказал только устно в ходе встречи 7 октября с заемщиками и руководителями банка "Надра" и Укрпромбанка.

Общий долг заемщиков перед банком "Надра" составляет 8,5 млрд грн, из них 6,4 млрд грн должны корпоративные клиенты, 658 млн грн – малый и средний бизнес, 1,5 млрд грн – население, сообщает КоммерсантЪ-Украина. В списке должников "Надра" оказались 283 компании, 106 из которых банк связывает с различными бизнес-группами.

Наибольшее число должников оказалось в группе Ильи Сегаля (22 компании), которого участники рынка ранее называли совладельцем банка "Надра", и в группе "Континиум" Игоря Еремеева (11). Задолженность перед банком на 1 октября также имели ОАО "Толиман ЛТД" Вадима Альперина (считается собственником судна Faina); ЧПП "Квадро" (торговля масличными культурами) Олега Гринько; ООО "Гранитный карьер" и ООО "ТД "Демидовский карьер"", входящие в группу Владимира Галицкого (глава Государственной службы занятости) и Владимира Майстришина (депутат Верховной Рады IV созыва); экспортер зерновых и масличных семян ООО "Рудис" группы Виталия Бабича; ЗАО "Райз" аграрной группы Виталия Цехмистренко; ООО "Вольный ветер" совладельца торгового центра "Метроград" Мстислава Скоробогатова. В пресс-службе "Надра" не смогли уточнить, 6,4 млрд грн должны все 283 компании или предприятия являются злостными должниками.

Ст. 60 закона "О банках и банковской деятельности" относит к банковской тайне информацию об организационно-правовой структуре юридического лица-клиента банка и его коммерческой деятельности. Поэтому обнародование списков является прямым нарушением, считают юристы. "Банки могут обмениваться такой информацией между собой, создавать реестр кредиторов, но называть фамилии людей, сообщать, что у них заключен договор с банком и есть просроченные обязательства, значит нарушать банковскую тайну, – говорит почетный президент юридической компании Jurimex Данил Гетманцев. – Это является уголовно наказуемым преступлением, и заемщик может подать заявление в прокуратуру о возбуждении в отношении банка уголовного дела".

Некоторые заемщики уже рассматривают возможность подачи иска. "Мы ведем переговоры о реструктуризации долга. Будем думать и об иске к банку", – сообщил председатель правления ЗАО "Корвет" Виктор Желвак. Другие заемщики удивились, узнав о своем появлении в списке должников. "Банк не информировал нас об этом списке. Мы сотрудничаем с ними с 2002 года и за это время привлекли кредиты на $10 млн, – заявил финансовый директор группы компаний "Виннифрут" (производитель соков) Леонид Безручко. – 97% долга мы вернули, осталось $350 тыс. Мы не такой крупный должник, чтобы попасть в черный список".

Часть клиентов и вовсе не отказывались от погашения долгов. На Черниговском заводе строительных материалов сообщили, что ведут переговоры о реструктуризации трех кредитов на общую сумму более 7 млн евро. "Завтра я буду подписывать реструктуризацию кредита и уточнять его сумму", – сказал директор компании "Квадро" Олег Гринько. ""Надра" кредитовал несколько предприятий нашей группы, мы оплачиваем проценты и ведем дискуссию о пролонгации кредитов, – отметил директор по экономике и финансам группы компаний "Терра Фуд" Денис Гайдак. – Банк настаивает на дополнительном обеспечении, но мы считаем, что сможем выплачивать займы".

По словам президента Unitrade Group (владеет магазинами City.com) Владимира Колодюка, в 2008 году ООО "Ситиком" брало кредит в "Надра", но после рейдерской атаки банк сделал недоступной для него информацию о долгах ООО. "Теперь же банк требует от нас погашения кредита, не признавая собственником этого юрлица. Вместо диалога с банком мы имеем монолог, который перешел в фазу откровенного запугивания, – говорит Владимир Колодюк. – Опубликование списков должников, сгруппированных в "бизнес-группы", – грубейшее нарушение закона! И после того, как мы вернем себе корпоративные права на ООО, мы обратимся в суд с просьбой оценить действия банка".