Поводом для этого может стать повторное непризнание членами КС конституционности Временного регламента Верховной Рады, по которому работает парламент. Именно этот документ вместе с Основным законом определяет основы формирования, функционирования и распада коалиции депутатских фракций в парламенте, пишет газета "Дело".

 

В то же время ещё в апреле этого года Конституционный суд признал принятое постановление Верховной Рады о Временном регламенте не соответствующим Конституции. Судьи указали, что регламент ВР должен быть принят в виде закона. Однако депутаты лишь внесли некоторые изменения в текст регламента, оставив его постановлением. Поэтому даже сейчас ряд депутатов признают, что работа парламента по действующему регламенту сомнительна.

 

Таким образом, при вынесении решения Конституционный суд может отказаться от использования Временного регламента ВР и сконцентрироваться лишь на Основном законе. В этом случае норма парламентского регламента о 10 днях, в течение которых НУ-НС мог передумать и вернуться в коалицию, становится неактуальной.

 

В таком случае на создание коалиции остаётся на 13 дней меньше. Дело в том, что в Конституции 30-дневный срок для формирования новой коалиции наступает сразу после распада прежней. Поэтому указ президента о роспуске Рады может появиться не 16, а 3 октября.

 

Вероятность принятия такого решения достаточно высока. Судьёй-докладчиком по этому делу выступает Дмитрий Лилак. В 2005 году он был назначен на эту должность по квоте президента. Когда в Конституционном суде в прошлом году готовился ряд решений, невыгодных президенту, он наряду с ещё несколькими судьями был готов уволиться из КС.

 

Признание временного регламента неконституционным может дать главе государства ещё одну выгоду: не допустить легализацию антипрезидентских законов.

 

В первую очередь, это будет связано с преодолевшими вето главы государства законами. Если президент в течении 15 дней не подпишет их, то по закону это должен сделать спикер парламента. Однако Арсений Яценюк уже написал заявление об отставке.

 

Кроме того, он просто может отказаться ставить свою подпись. Кроме президента и спикера, утверждать закон больше некому - это указано в Конституции. Вполне вероятно, что решение КС и отставка Яценюка - звенья одной цепи. В БЮТ и Партии регионов, видимо, предвидели, что Яценюк может уклониться от подписания законов.

 

Народный депутат Елена Лукаш даже разработала законопроект, в котором в случае неподписания закона спикером, автограф под ним мог поставить его заместитель. Однако после решения КС вносить изменения в неконституционный регламент будет неконституционно.

 

Таким образом, до утверждения правильного регламента и переизбрания нового спикера у антипрезидентских законопроектов нет будущего. Во всяком случае, до досрочных выборов.

 

"Указ о роспуске парламента готов, но он ещё не подписан"

 

Несмотря на то, что в среду спикер Арсений Яценюк заявил об отставке, своё место в президиуме он не покинул. Он не только открыл, но вёл заседание Верховной Рады в четверг. Как пояснили в Секретариате президента, отставка Яценюка была разработана на Банковой с тем, чтобы сделать парламент недееспособным, пишет газета "Сегодня".

 

Дело в том, что именно его подпись под принятым законом делает его легитимным и только с его благословения передают для обнародования и публикации в "Голосе Украины" и "Урядовом курьере" законы, после чего они вступают в силу.

 

"Именно поэтому Яценюк попросту будет отказываться подписывать законы. А что, ведь они всё равно не смогут его уволить, им же это невыгодно. А если уволят и проголосуют за нового - это будет техническая фигура. И знак, что коалиция между БЮТ и "регионалами" не состоялась, а значит, будут перевыборы", - поясняет источник в СП.

 

Та же ситуация и с уже принятыми ранее законам о Кабмине, Генпрокуратуре, СБУ и следственных комиссиях. Срок, отведённый президентом для их ветирования, прошёл, а Ющенко своё слово так и не сказал.

 

"Он просто игнорирует их, считает, что они нарушают Конституцию. Они зависли в воздухе, ведь Яценюк ни за что не даст добро на их публикацию", - поясняет источник. Также, по его словам, на Банковой в союз "регионалов" и "бютовцев" не верят, хотя и заинтересованы в нём. "А что, это нам только на руку, это будет сильный удар по западному электорату Юли, что выгодно президенту, - говорит он. - Указ о роспуске парламента готов, но он ещё не подписан".

 

Рада угрожает президенту тюрьмой

 

Также, пытаясь защититься от президента, вчера парламентарии одобрили в первом чтении законопроект, грозящий главе государства уголовным преследованием. Его авторы - депутаты Александр Лавринович (ПР), Святослав Олийнык и Андрей Портнов (оба – БЮТ) - предлагают внести изменения в некоторые статьи Уголовного кодекса и установить уголовную ответственность для президента (тюремное заключение сроком от 7 до 12 лет), в случае если он незаконно распустит парламент.

 

Депутаты от БЮТ, ПР и КПУ заявили, что настаивают на рассмотрении законопроекта по сокращённой процедуре и требуют проголосовать за него сразу в целом, без первого и второго чтений и доработки в комитетах. Однако спикер, который был категорически против данного документа, не согласился с этими требованиями, пишет "КоммерсантЪ-Украина".

 

"Если хотя бы у одного народного депутата будет предложение к этому законопроекту относительно второго чтения, этот законопроект будет отправлен в комитет для подготовки ко второму чтению, – предупредил господин Яценюк. – Будем делать всё по закону. А у меня предложения к этому документу есть".

 

Депутаты от НУ-НС, в свою очередь, уже не сдерживали эмоций. "Большего маразма я ещё не слышал!" – негодовал заместитель главы фракции Роман Зварыч.

 

Несмотря на протесты, законопроект был принят депутатами за основу. "За" проголосовали 349 депутатов. Ещё 346 поддержали инициативу заместителя главы регламентного комитета Сергея Саса, предложившего сократить процедуру подготовки документа ко второму чтению в два раза.

 

Согласно ч. 2 ст. 111 регламента, "Верховная рада своим решением о единоразовом отклонении от закреплённых в регламенте положений может продлить установленные сроки (14 дней – прим. ред.) или сократить их не более чем наполовину". Таким образом, в целом данный законопроект Рада сможет принять уже на следующей пленарной неделе.

 

NEWSru.ua