Осуществить переход с нескольковагонных составов на парные либо одновагонные транспортные средства предприятию советуют уже сейчас, однако «Укрзализниця» предпочитает постепенный переход на новый вид транспорта.
Рельсовый автобус кроме мобильности привлекателен еще и рентабельностью, поскольку не требует значительных отчислений на амортизацию и ремонты. Однако, новые рельсобусы – удовольствие не из дешевых. К слову, в Украине на данный момент курсирует всего 5 рельсовых автобусов – на Южной, Юго-Западной и Львовской железной дорогах. В качестве эксперимента железнодорожные автобусы работают там, где из-за малочисленного пассажиропотока стала невыгодной электричка. И на этих направлениях рельсобус стал верным выходом из ситуации.
В 2008 году «Укрзализныця» закупит 6 рельсовых автобусов, а в ближайшие годы предприятие планирует увеличить их количество до 20. Менять сразу весь парк старых изношенных электричек на новые укороченные составы руководители «Укрзализныци» не намерены и не только из-за недостатка свободных средств. Дело в том, что на многих направлениях на данный момент более удобными являются электрички или поезда пригородного сообщения. Рельсовые автобусы будут направлены на пользующиеся небольшим спросом маршруты, а также как дополнительный вид транспорта будут запущены в районах с бездорожьем или «в труднодоступных местах». Выгодны будут железнодорожные односоставники и в мегаполисах, таких, например, как Киев. Однако, этот проект станет реальным только тогда, когда будет достроено и запущено пригородное кольцевое железнодорожное сообщение. На его реализацию отводят как минимум 5 лет.
Вместе с тем, несмотря на многие достижения предприятия в сфере рационализации грузовых и пассажирских перевозок, несмотря на намерения повысить комфорт и улучшить качество услуг, государство в лице Антимонопольного комитета, а также ряда общественных организаций высказывают существенную претензию к «Укрзализнице». Большинство пользователей недовольны постоянным повышением тарифов на перевозку и несоответствием цены качеству. АМКУ, в свою очередь, критикует руководство «Укрзализныци» за нежелание сделать прозрачным формирование этих тарифов.
По словам председателя АМКУ А. Костусева, каких бы «мастей» политики не оценивали работу отечественной железной дороги, все поначалу недовольны тарифами, понимая, что за жалобой по поводу малорентабельности пассажирских перевозок, скорее всего, замаскированы теневые схемы заработка на данной услуге. Но как только чиновник «дорывается до власти» в Минтрансе, он напрочь забывает о критике и принимает сторону предприятия. Той же дорогой, как отметил председатель АМКУ, пошел и Иосиф Винский, сегодня полностью поддерживающий монополиста в формировании цен. Однако Антимонопольный комитет в борьбе против монопольного диктата намерен противостоять, если придется, даже всему Министерству. По крайне мере, о таких планах А. Костусев рассказал журналистам.