Третий в области

Весной 1932 года Горловский городской Совет депутатов принял решение о строительстве первой трамвайной линии от железнодорожной станции Горловка до шахты № 5. Рабочих рук не хватало, но в те времена проблемы решались просто: народ выходил на субботники и вкалывал!

Горловка была городом небогатым. С трудом доставали рельсы и шпалы, не было трамвайных вагонов. Избрали горловчане делегацию, которая отправилась к столичным трамвайщикам. Рабочие киевского завода имени Домбаля согласились помочь и обязались сделать для горловчан семь трамвайных вагонов, семь прицепов, четыре платформы, а также помочь проложить воздушную линию. Потом делегация поехала в Москву и побывала на заводе «Динамо». Состоялось собрание рабочих завода, на котором горловчане заявили: «Мы приехали в Москву с просьбой дать для семи вагонов моторы ПТ-16, контроллёры ДК-4, тягоприёмники и подвесной материал». Московские рабочие тоже согласились помочь.

Строительство трамвайной линии развернулось полным ходом. 30 октября на линии работало 2000 человек. Первого ноября из Киева в Горловку прибыли первые два трамвайных и два прицепных вагона. Прибыли заказы и из Москвы. Киевский трамвайный парк имени Т. Г. Шевченко решил для пуска и обучения управлению трамваями в Горловке направить специальную бригаду из шести человек.

И вот 7 ноября 1932 года первый трамвай с ветерком прокатил первых пассажиров - восемь километров от станции Горловка до кольца Шаумяна в микрорайоне шахты № 5 имени Ленина.

Так Горловка стала третьим после Макеевки и Сталино городом Донецкой области, имеющим свой трамвай.

 75 лет спустя

Мы едем тем же маршрутом, что и в 1932 году: от горловского железнодорожного вокзала до Пятовского ставка. Трамвай так стар, что кажется тем же самым, который на заре прошлого века подарили Горловке киевляне. Он дребезжит, дрожит и даже похрюкивает. Люди крепко держатся за поручни видавших виды сидений.

Вопрос о том, нужен ли им трамвай, повергает пассажиров в шок.

Елена Белянченко:

- Нам очень нужен трамвай! Детям надо в школу, старикам – в больницу! По этому маршруту ведь испокон веков никакой другой транспорт не ходит! Под терриконом ни один автобус не проедет – дороги нет!

Любовь Махинько:

- По сорок минут ждем, но все равно счастливы, когда трамвай приезжает, потому что ничего другого нет. Если в городе уничтожат электротранспорт – гнать в шею надо городскую администрацию!

Елена Шаныбина:

 - Ну, закроют они трамвай, а что взамен? Нерентабельный транспорт? Так, может, они считают, что и мы все в этой жизни нерентабельны?

Ольга Колодий:

- Прибыли городу не приносит? Пусть мэр лучше работает и приносит городу прибыль! А нам без трамвая никак!

На Пятовских прудах – кольцо. По графику тут можно десять минут постоять, и мы беседуем с экипажем: вагоновожатой Натальей Костылевой и билетером Верой Лавицкой.

 - Наталья Владимировна, что для вас трамвай?

 - Это – вся моя жизнь! Работаю уже 25 лет. Я знаю всех наших пассажиров! Они ждут нас в жару и в холод, в снег и в дождь и так радуются, когда мы приезжаем! Спасителями называют! Здороваются с нами как с родными! Если в городе не будет трамвая – то это уже и не город! Что без нас будут делать старики? Тут на протяжении трех с половиной километров никакой другой транспорт ходить не сможет – вокруг террикона шахты имени Ленина нет места для прокладки дорог и тротуаров! Пенсионеры поселка Победа без этого транспорта никуда попасть не смогут!

- Вера Владимировна, а почему власти города считают, что трамвай нерентабелен?

 - Потому что у нас в городе слишком много пенсионеров – 120 тысяч на 150 тысяч работающих! А ездят пенсионеры бесплатно! У многих – это единственная реальная льгота! У меня план – 207 гривен в смену, а я сдаю хорошо если 150. План должен быть более реальным, а коэффициент (соотношение льготников и тех, кто платит) – более справедливым. Власти должны думать, как нас сделать рентабельными, ведь у пенсионеров льготу не отберешь, а их с каждым годом все больше – стареет наш город! И трамваи вот тоже состарились, нет средств на то, чтобы их ремонтировать и обновлять. Но все равно нельзя отказываться от электротранспорта – последнее это для порядочного города дело!

Народ шумит, возмущается, и вдруг кто-то кричит на весь вагон:

- Трамвай у нас забирать? А вот мы их всех возьмем да и перевыберем!

- Эх, темнота, – пожалел кто-то избирателя, - шило на мыло менять – какая выгода?

 Оптимизация по-горловски

Рассказывает директор Горловского ТТУ Владимир Соколов:

- Протяженность трамвайных линий в городе 56 километров, а троллейбусных – 54. В восьмидесятые выпускали на линии по 60 трамваев и 60 троллейбусов в день! И сотрудников было больше тысячи человек. Сегодня осталось 42 троллейбуса, из которых 24 на консервации, и 25 трамваев (12 на консервации). Итого работающих машин – 31. И только 433 сотрудника, из которых 65 водителей, а всего - 14 человек на одну машину. Местные власти воспринимают это число как раздувание штата, мотивируя тем, что на частных автобусах работает по одному-два человека, и все нормально. Власти забывают при этом, что по нормам раньше и в автобусном парке на одну машину приходилось 12 сотрудников, а трамваи и троллейбусы требуют обслуживания контактных сетей и железнодорожного полотна. Современные водители автобусов нарушают все правила и нормы не только техники безопасности, но и охраны труда, что приводит к опасным ситуациям на дороге! Они работают по 12 часов в сутки, без выходных, без медицинского и технического контроля, а пассажиры – заложники стремления частных «перевозчиков» к прибыли любой ценой!

- Но ведь у нас и впрямь много пенсионеров, и ТТУ – нерентабельно…

- Верно: 127 тысяч льготников, 43% от работающего населения, другого такого города в Украине нет. А коэффициент у нас 1:2,6 –как в нормальных городах: при реальном соотношении 1:13. А в Луганске, например, 1:4,65 - и у них все работает! Нам для реальной помощи тоже нужен коэффициент не менее 4,5, тогда мы в виде прямых субвенций из госбюджета сможем получать более восьми миллионов гривен в год, и нам на все хватит! Даже парк машин сможем обновлять! И станем конкурентными и повысим нашу прибыльность! Но власти не хотят заняться коэффициентами. Нас просто хотят закрыть…

Благие намерения

…Если почитать Закон Украины «Про м?ський електротранспорт» (от 29 июня 2004 года № 1914-IV), нашей страной можно гордится. В законе заложены вполне европейские нормы: каждый населенный пункт, в котором проживает больше 100 тысяч граждан, обязан иметь электротранспорт. Он должен быть и в городах со сложной экологической ситуацией. А в Горловке – куда уж сложнее! Вместе с Одессой и Днепродзержинском Горловка признана самым загрязненным городом Украины. Экологически чистые трамваи и троллейбусы здесь необходимы как воздух!

На первый взгляд, городские власти внимания трамваю уделяют более чем достаточно. Есть программа развития городского электротранспорта на 2007-2009 годы. Решения принимаются регулярно, например, от 12 июля и 16 ноября 2006 года. Да и в этом году неоднократно обсуждалась проблема рентабельности ТТУ. Но вот читаешь скупые строки административных изысков, и возникают странные мысли относительно причин и поводов для такого «творчества». Судите сами: «Пересмотреть структуру ТТУ с целью ее оптимизации», «Пересмотреть маршруты с целью сокращения их протяженности», «Подготовить обоснование возможного повышения тарифа на проезд», «Оптимизировать численность сотрудников», «Ликвидировать экономически невыгодные маршруты», «Определиться в перспективе эксплуатации рельсовых путей с целью использования их как оборотных средств».

Хочется спросить: и где тут конструктив? Неужели «ликвидировать» и «оптимизировать» - это грамотные предложения по реальному оздоровлению ситуации? А использование рельсовых путей как оборотных средств – это вообще шедевр, потому что, если перевести на нормальный язык, это значит: рельсы сдать на металлолом! Похоже, в этом-то конструктив и заключается!

Где «собака зарыта»?

 Собака зарыта еще в одном эпохальном предложении властей: пустить вместо трамвая и троллейбуса автобусы типа «Богдан»! То есть электротранспорт собираются снять в угоду развития частного бизнеса, для роста прибылей перевозчиков?

В городе сегодня официально числится 222 частных предприятия-перевозчика, в которых официально работают 495 автобусов. Но… Имеет предприниматель, скажем, пять автобусов, а зарегистрировано у него всего два водителя! И платят всего лишь единый налог – от 50 до 120 грн. в месяц при ежедневной кассе до 600 грн. И льготников частные перевозчики не возят! А работают водители действительно по 12 часов, при недосыпе и без выходных. Любой может сам прикинуть, какие деньги вертятся в этом бизнесе. Вопрос: что попадает в бюджет?

Сотудники ТТУ имеют свою версию происходящего: трамваи и троллейбусы угробят, а коэффициент на перевозку льготников отдадут автобусникам! И будут они получать бешеные бабки практически без уплаты налогов! А город – и без того резервация для мутантов! - будет дышать еще и автомобильными выхлопами!

Ситуацию комментирует секретарь горсовета Александр Белоусов:

- Причина убыточности – неразумные решения предыдущих властей: не просчитали ситуацию, а мы теперь ломаем голову, как решить проблему.

Есть три выхода. Если все же перейти на автобусы, то в конкурсе на перевозки примут участие только экологически чистые машины. Если сохранять электротранспорт, то необходима серьезная помощь из области. И законы нужно менять. Ведь у нас реальных пенсионеров, которым помощь необходима, на самом деле немного. Большая часть наших льготников – это зажиточные шахтеры-регрессники и работающие пенсионеры-льготники. Так вот, надо разграничить их для льготы на проезд. Нужно своими силами создать такой законопроект и провести его через Верховную Раду с помощью наших депутатов.

- Но ведь это – непопулярный проект, кто согласится на ограничение льгот?

- Да, он непопулярен, особенно накануне выборов. Вот если бы президент внес такой законопроект – у него получилось бы!

…Не так давно в Горловке побывал заместитель губернатора области Юрий Хиврич. Его тоже волнует проблема трамвая. И он высказался вполне однозначно: трамвай в Горловке надо сохранить, если бы автобусники не дублировали маршруты электротранспорта, он мог бы и сам зарабатывать себе на содержание!

…Трамвай по городу еще пока бегает, народ и представить себе не может, что останется без привычного транспорта, а у горсовета есть время, чтобы еще раз все хорошенько взвесить…