Наконец и мать, и бабушка королевы Беатрикс тоже отреклись от престола, чтобы освободить место следующему поколению. В других королевских семьях Европы сейчас на троне находятся монархи, уже давно достигли пенсионного возраста. Deutsche welle представляет сегодня список престарелых  монархов  и их возможных наследников.

Так, бодрой британской королеве Елизавете II, уже 87 лет. Ее сыну Чарльзу - 64 года. Королеве Дании Маргрете II, которая любит табачный дым, уже 73, а крон-принцу Фредерику - 44 года. В Норвегии королю Харальду уже исполнилось 76 лет, его преемнику Хокона – 40 лет. В Швеции на троне продолжает удерживаться, несмотря аферы, "юный" по сравнению с другими монархами 68-летний Карл XVI Густав. Его 35-летняя дочь Виктория, пользуется большой народной любовью, стала бы королевой-любимицей многих.

Нидерланды готовятся к передаче трона: королева Беатрикс выступила с прощальной речью (фото)

В Бельгии королем остается почти 80-летний Альберт II. Его сын Филипп, которому сейчас 53 года, уже взял на себя многочисленные задачи своего отца. Испанская монархия сейчас находится в кризисе, из-за возможной причастности к коррупционному скандалу короля Хуана Карлоса. Ему 75 лет и он уже напоминает собственную тень. Крон-принц Филипп, которому только 45 лет, мог бы заменить на троне своего отца, но "король никогда не отречется от престола". По крайней мере, так говорит его жена - королева София.

Историк и эксперт в королевских делах Моника Винфорт из университета в Брауншвейге не считает, что в какой-то из монархий народ хотел бы лишить трона своего короля. "У меня нет ощущения, что публика в этих странах лучше видела бы юных монархов", - добавляет она.

Читайте также: Королева Нидерландов отрекается от престола в пользу старшего сына

Вместе с тем дальнейших отречений от престола по примеру Нидерландов исключать нельзя. С юридической точки зрения, каждый король может отказаться от короны. То, что может Папа Римский, может также и монарх, считает историк Рольф-Ульрих Кунце. Однако хотя это и возможно, но маловероятно, говорит профессор. По его словам, очень сложно давать оценки, поскольку всегда есть зависимость от очень личных обстоятельств, от семейной ситуации в королевских домах, которая лишь косвенно касается, например, конституционных вопросов. Нидерланды, как отмечает Кунце, это модель, отличающаяся от британского королевского дома. Тогда как в Нидерландах короля рассматривают скорее как главу государства в политической роли, британская королева выступает скорее символической фигурой для национальной идентичности.

У парламентских монархий в семи европейских странах, по мнению Моники Винфорт, прочные позиции. "Я считаю, что большинству граждан стран с монархической формой правления нравятся их монархии. В Нидерландах радостно воспринимают передачу трона - как большой народный праздник". По ее словам, ни в одной стране нет серьезных намерений отменить эту форму правления. Даже отказ от трона и передача короны не приводят к кризисам, не считая маленькие протесты настроенных на республиканскую форму правления граждан, отмечает Моника Винфорт. "Эти группы всегда ищут возможность взять себе слово. Но, собственно, у них нет никаких перспектив действительно достичь изменения монархической формы правления".

Фото: Прощальная речь королевы Нидерландов

Королевская власть удерживается повсюду в Европе, где не было революционных переворотов, как, например, во Франции, Италии или Германии. Поскольку почти все королевские семьи имеют родственные связи между собой, а в таком случае всегда есть возможность "перебраться" к родственникам.

Так, например, нидерландский королевский дом является немецкой семьей. "Более тесной связи быть не может", - отмечает эксперт Рольф-Ульрих Кунце. "Мы слышим это каждый раз, когда выполняется национальный гимн Нидерландов "Песня Вильгельма", где говорится о" Вильгельме немецкой крови". Напомним, что отец-основатель династии Вильгельм Оранский-Нассау происходил из Дилленбурга - нынешней федеральной земли Гессен.

Фото: Престарелые монархи Европы

Гессенские аристократы унаследовали маленькое французское княжество Оранж, известное также как Оранию, создав таким образом благородную карьеру. Связь с Германией была очень тесной. И она всегда оставался благодаря заключению браков.  Мужья трех последних нидерландских королев все были немцами. Впрочем, эта традиция прервалась на новом короле – Виллеме-Александре. Его жена, Максима - происходит из простой аргентинской семьи.

РБК-Украина