Согласно прог­нозам, солнечная активность в следующие несколько десятилетий может резко снизиться и стать такой, какая существовала еще до высокотехнологичной эпохи. Соответственно, человечество столкнется с явлением, на которое не была рассчитана современная электроника.

По подсчетам ученых, сейчас Солнце переживает пик активности - так называемый великий максимум, который уже продлился дольше, чем любой другой максимум за прошедшие 9,3 тысячелетия. Ожидается, что скоро этот период подойдет к концу и Земля вернется к условиям, характерным для времени, когда самолеты не эксплуатировались.

Самое главное, что, хотя Солнце впадет в своеобразную спячку, как раз таки при этих кондициях может возрасти уровень радиации, наносящий вред как технике, так и команде и пассажирам воздушного судна.

В частности, речь идет о росте активности галактических космических лучей, образующихся при взрыве сверхновых звезд. Они являются непрерывным источником радиации в Солнечной системе, которая усиливается во время минимума солнечной активности и ослабевает во время солнечного максимума. Длительное воздействие космиче­ской радиации способно крайне негативно отразиться на здоровье человека.

Английские ученые предупреждают, что радиационные стандарты, разработанные для современной авиационной радиоэлектроники, базируются только на опыте текущего великого солнечного максимума, и у специалистов нет всестороннего представления о том, как новая ситуация с Солнцем отразится на людях и летательных аппаратах. Не исключено, что возникнет необходимость в разработке новых инструкций и нормативов, чтобы предотвратить негативный эффект, который солнечная «спячка» окажет на нашу планету.

Исследование подразумевает, что есть по крайней мере 8-процентная опасность, что солнечная активность подойдет к великому минимуму в следующие 40 лет, что даст увеличенную дозу радиации от галактических космических лучей, которые смогут воздействовать на авиационную радиоэлектронику, экипажи и пассажиров.

Впрочем, как рассказал РБК daily доктор физико-математических наук, заведующий гелиофизической лабораторией Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн РАН Владимир Обридко, оснований для особого беспокойства людей, собирающихся летать самолетами, с точки зрения повышенной радиации нет. «Ничего катастрофического не ожидается, - успокаивает ученый. - Дело в том, что радиационный риск для самолетов, особенно в высоких широтах, есть всегда, однако мировая система прогнозирования заблаговременно способна предупредить о неблагоприятных ситуациях - в случае солнечной вспышки, к примеру, фон повышается, но через определенный срок он нормализуется».

РБК-Украина