Дело в том, что они меньше приспособлены к изменениям температуры, и даже относительно скромное потепление окажется для них фатальным.


Мы привыкли говорить о глобальном вымирании фауны в прошедшем времени. Такие события не раз имели место в истории нашей планеты. Три из них, по уточненным недавно данным, носили поистине катастрофический характер 252,5 миллиона, 201,6 миллионов и 66 миллионов лет назад и оставили после себя четкий геологический след из останков живых организмов.


Ученые из Вашингтонского университета сходятся во мнении, что в ближайшие несколько десятков лет человечество может стать свидетелем еще одного масштабного вымирания живых существ.


Речь идет, разумеется, о последствиях антропогенного глобального потепления, а в первую очередь оно затронет, как ни странно, именно теплолюбивых животных, населяющих теплые тропические регионы.


Глобальное изменение приведет к значительному изменению среднегодовых температур в полярных и умеренных широтах, которые смогут существенно видоизменить баланс между различными представителями экологических ниш в этих краях. В прессе уже писали о сокращении численности белых медведей из-за стремительного таяния арктических льдов и об опасности истребления антарктической биосферы вновь прибывающими в эти края теплолюбивыми хищниками.


Потепление климата в тропиках и экваториальной зоне будет менее значительным, однако повышенная температура среды обитания, будь то почва, вода или воздух, напрямую грозит физиологии теплолюбивых созданий, в первую очередь насекомых. Эти виды теплолюбивых живых существ, в первую очередь, будут страдать от невыносимой жары, а вовсе не из-за засухи или удушья от углекислого газа.


Изменение среднегодовой температуры в этих климатических зонах всего на пару градусов способно поставить целые виды на грань исчезновения.


Виной всему многотысячелетняя адаптация видов к небольшому перепаду температур в экваториальных географических ареалах. Смена времен года в этих краях не приводит к значительному изменению температуры окружающей среды, а потому жесткий эволюционный отбор, особенно среди насекомых, не оставил им навыков борьбы с резкими перепадами температур.


В то же время, полярные медведи, обладающие и толстой шерстью, и подкожной жировой прослойкой, физически будут себя прекрасно чувствовать даже после того, как температура арктических краев подскочит на несколько градусов.


Свои тревожные выводы ученые из университетов американских штатов Вашингтон и Колорадо представили в статье в последнем выпуске Proceedings of the National Academy of Sciences.


Работа ученых сводится к сопоставлению физиологических данных некоторых видов животных и климатической аппроксимации на ближайшие десятки лет.


На основании данных о среднесуточной и среднемесячной температуре в среднем по Земле за временной интервал с 1950 по 2000 год и предложенной Межправительственной группой экспертов по изменению климата (МГЭИК) модели они оценили изменение средней температуры в различных географических зонах планеты в течение XXI века. Эти оценки ученые сравнили с данными, описывающими соотношение между температурой окружающей среды и степенью физиологической активности насекомых, некоторых видов лягушек, ящериц и черепах. Такие зависимости стали в последнее время доступны благодаря предыдущим исследованиям.


Для всех видов животных кривая зависимости физиологической активности от температуры имеет максимум, соответствующий оптимальной температуре, и пересекается с осью абсцисс в точках минимально допустимой и максимально допустимой температуры.


Разница между этими температурами для тропических обитателей существенно меньше, чем для животных, обитающих в умеренных климатических зонах.


Впрочем, было бы ошибкой думать, что тропическим видам теплолюбивых созданий нечего противопоставить надвигающейся жаре. Как и человек, животные способны к акклиматизации, адаптационной эволюции под натиском внешних факторов, а также к изменению уклада жизни с целью избежания прямого столкновения с палящими лучами солнца.


Однако, как отмечают авторы работы, акклиматизационные способности тропических теплокровных, хорошо изученных на сегодняшний день, относительно невелики. Потому им скорее остается уповать на эволюционные изменения собственного организма, потенциал которых на сегодняшний день человечеству не известен, а также на поведенческие приспособления – изменение суточных ритмов активности и сна, изменение ареала обитания и так далее. Правда, здесь у ученых также нет однозначного мнения.


Впрочем, выводы из исследования можно сделать только самые общие. Дело в том, что изменение климата и изменение среднесуточной температуры – две совершенно разные вещи. Антропогенное воздействие СО2 на атмосферу земли может существенно изменить интервалы сезона дождей и летней засухи, изменить флору тропических районов и многие другие факторы, влияющие на жизненную активность живых существ.


Потому данная работа может дать лишь качественную оценку последствиям глобального потепления. Признавая это, Кертис Дейш, один из ведущих авторов работы, все же настаивает на том, что реальная картина происходящего в тропиках через несколько десятилетий будет мало отличаться от предсказаний. И он рад, что им удалось вовремя обратить на это внимание.

Газета.ру