Как отмечают сами представители Нобелевского комитета, процесс отбора победителей далеко не всегда может служить примером научной объективности. По словам секретаря Нобелевского комитета, профессора Ганса Йорнвалла и сэр Тима Ханта из Центра раковых исследований Великобритании, весь процесс обсуждения кандидатов регистрируется и архивируется, чтобы впоследствии на него можно было сослаться при решении спорных вопросов. «Мы пытаемся сделать процедуру настолько объективной, насколько это возможно, – говорит  Йорнвалл. – Наука сильно изменилась после новых открытий в физиологии и медицине». На вопрос о том, случались ли ошибки у Нобелевского комитета, Йорнвалл отвечает: «Только время рассудит».

Доктор Тим Хант вспоминает, что ошибки все-таки были: «Возьмите случай Йоханнеса Фибигера, получившего в 1926 году премию за «открытие» паразитической природы раковых заболеваний. Или Антониу Эгаш Мониша, предложившего лечить психические расстройства лейкотомией – разрезом белого вещества переднего мозга. Нельзя судить прошлое по современным знаниям».

«В то же время есть много примеров неоцененных ученых, таких как Лиза Мейтнер, которая внесла большой вклад в открытие ядерного распада, – говорит профессор Йорнвалл. – Есть основания полагать, что Мейтнер не получила премию только потому, что была женщиной. В 1974 году премия по физике досталась Мартину Райлу и Энтони Хьюишу за «пионерские исследования в области радиофизики». Понятно, что в этой области работал большой коллектив ученых. Студентка Хьюиша Джоселин Белл Бернелл не была удостоена премии, хотя она первой обнаружила космический источник радиоизлучения, позже названный пульсаром».

«Распределение премии между первооткрывателями - сложная и неоднозначная задача, порой приходится прибегать к хитростям, – признался профессор Йорнвалл. – Нужно справедливо разделить премию между примерно тремя людьми, тогда как в расшифровке геномов или ядерном синтезе иногда принимают участие сотни людей. Правила есть правила. Они тщательно составляются, чтобы выявить наиболее отличившихся».

Профессор Йорнвалл по традиции передает радостную весть победителям за полчаса до официального объявления о присуждении премии. Реакция следует самая непосредственная. Когда в 2005 году он сообщил о награде в области медицины и физиологии Барри Маршаллу и Робину Уоррену, ученые обедали в загородном доме. «Узнав новость, оба чуть не поперхнулись закусками, - вспоминает Йорнвалл. - Все-таки для ученых получение Нобелевской премии – звездный час».

Торжественная церемония вручения Нобелевской премии проходит 10 декабря. После первого награждения премией в 1901 году ее вручение стало событием мирового значения в науке. Даже отказы от нее, к сожалению, имеющие место, (Жана-Поля Сартра в 1964 году от премии по литературе и Ле Дюк То в 1973 году от премии мира) не поколебали ее престижности в целом.

R&D.CNews