Напомним, 4 октября 2001 года самолет Ту-154 авиакомпании "Сибирь", следовавший из Тель-Авива в Новосибирск, взорвался над Черным морем. В результате катастрофы погибли 78 человек. Согласно выводам Межгосударственного авиационного комитета, расследовавшего обстоятельства крушения, самолет был сбит украинской ракетой, выпущенной из зенитного ракетного комплекса С-200В во время учений, проходивших в то время в Крыму.

В 2004 году авиакомпания "Сибирь" подала в Хозяйственный суд Киева иск, в котором потребовала возместить ей материальный ущерб в размере 15,3 млн долл, вызванный потерей самолета. В Минобороны Украины с иском не согласились и в течение 2008-2010 годов провели экспертизу в Киевском научно-исследовательском институте судебных экспертиз, благодаря которой сумели доказать, что Ту-154 не мог быть сбит украинской ракетой, поскольку траектория ее полета "не могла привести к поражению воздушного судна". 6 сентября 2011 года Хозяйственный суд Киева принял во внимание доводы Минобороны и отклонил иск "Сибири". Ее представители подали апелляцию в Киевский апелляционный хозяйственный суд, который 28 мая 2012 года оставил в силе решение суда первой инстанции. Юристы авиакомпании обратились с кассационной жалобой в Высший хозяйственный суд (ВХС) Украины, однако 11 декабря прошлого года он также отказал в удовлетворении иска. Тогда представители "Сибири" обратились в Верховный суд Украины. Впрочем, согласно действующим законам, решение о направлении дела в этот суд принимает сам ВХС. 21 апреля 2013 года ВХС отказался передать дело на рассмотрение Верховного суда.

Таким образом, защита "Сибири" прошла все возможные инстанции в Украине, получив возможность обратиться в ЕСПЧ. В течение лета-осени представители "Сибири" неоднократно анонсировали подачу соответствующей жалобы. Последней датой для подачи такого заявления было 26 октября. Однако жалоба в указанный срок подана не была. Официально в авиакомпании S7 не пояснили причины этого решения. В то же время источники в компании рассказали, что причины отказа лежат в политической плоскости. "Еще в сентябре наши власти дали руководству авиакомпании понять, что жалобы в ЕСПЧ по иску нашей компании нежелательны",- заявил источник в компании.

По словам собеседника, это было связано с непростой ситуацией, сложившейся "в политических и экономических отношениях России и Украины". "Шла торговая война, решался вопрос о внешнеполитическом выборе Украины, все были на пределе. В такой ситуации наши власти не желали нагнетать конфликт, учитывая, как это могло быть истолковано в Украине и мире", - рассказал он. Сейчас, по информации источника, возможность для подачи иска "уже исчерпана". "Необходимые сроки вышли, похоже, что от претензий на 15,3 млн долл мы отказались", - добавил собеседник .

Партнер правовой группы "Павленко и Побережнюк" Александра Павленко, представлявшая в украинских судах компанию S7, сдержанно прокомментировала ситуацию вокруг жалобы в ЕСПЧ. "Жалоба не подана, это правда, однако решение данного вопроса зависит от руководства компании. Мне неизвестно, почему нам не была поставлена задача подать жалобу. Возможно, что это связано с какими-то внутренними делами компании", - рассказала Павленко.

РБК-Украина