километров. В 1869 году на помощь пришел Суэцкий канал, благодаря чему расстояние сократилось до 20 тыс. км. Но сегодня в "морские дела" вмешалось глобальное потепление, и арктические льды начали таять. В итоге мореплавателям открылись Баренцево, Карское, Чукотское моря, и даже Море Лаптевых.

И это дает надежду многим судовладельцам, российским политикам и энергетическим компаниям вроде "Газпрома" и "Новатэк". Ведь теперь путь от Гамбурга до Шанхая составляет всего 14 тыс. километров. Но помимо этого, потепление "открывает двери" к крупнейшим залежам природного газа в зоне вечной мерзлоты северо-западной Сибири.

С помощью миллиардных вложений в инфраструктуру Путин надеется превратить этот морской путь, который, по его словам, имеет золотое будущее, в аналог Суэцкого канала на Севере. При этом, отмечает Der Spiegel, россияне настаивают на том, что они полностью контролируют Северный морской путь, хотя некоторые его части пролегают в международных водах. Большинство кораблей, использующих сегодня этот маршрут, - российские.

Однако, несмотря на оптимистические прогнозы, восточная часть пути все еще представляет риск для мореплавателей, причем даже в летние месяцы. Иногда корабли сопровождают атомные ледоколы. Таких у России шесть - седьмой сейчас находится на стадии строительства. Но эта услуга не из дешевых. Кроме этого, некоторые компании, для которых своевременная доставка грузов имеет первостепенную важность, также не уверены, что смогут положиться на новый маршрут.

В любом случае арктические льды продолжат таять. Некоторые эксперты говорят, что уже в 2030 году Северный полюс будет абсолютно пригодным для навигации в летние месяцы. Другие же заявляют, что это случится не ранее, чем в 2050 или 2080 годах. И при таком сценарии для мореплавателей станут доступны воды, которые пока покрыты льдами. Такой морской путь стал бы самым коротким маршрутом между континентами. И главное, заключает Der Spiegel, ни одна страна не могла бы присвоить себе эксклюзивные права на него.

РБК-Украина