Президент Украины Владимир Зеленский, начальник военной разведки Кирилл Буданов, главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный и командующий Сухопутных войск Александр Сырский дали интервью для спецпроекта "Год" журналиста Дмитрия Комарова.

РБК-Украина приводит главные цитаты.

О боях за аэродром в Гостомеле

Буданов: самое главное было задержать высадку на аэродроме в Гостомеле.

Сырский: ситуация развивалась очень быстро. Противник осуществил высадку своих спецназовцев на Гостомеле, получили сразу же большие потери после нескольких часов боя. Они взяли под контроль наш аэродром.

Буданов: а потом их, по сути, взяла под контроль наша артиллерия. То есть их замысел в первые сутки провалился.

О первых часах вторжения

Буданов: 23 февраля где-то в 15:00 я доложил президенту, что завтра в 04:00, как оно все должно начинаться.

Николай Олещук, командующий Воздушных сил: в 03:02 (24 февраля, - ред.) дал команду на закрытие воздушного пространства на территории Украины… Дал команду следующую: все цели, которые входят в зону поражения зенитно-ракетных комплексов, уничтожать со срочным донесением в вышестоящий штаб.

Сергей Дейнеко, глава Пограничной службы: в 03:40 произошел первый бой на границе. Это была Луганская область. Я доложил министру внутренних дел Денису Монастырскому… Президенту я доложил, когда понял, что это была не провокация, а настоящее вторжение. Это было уже 05:17.

Сырский: в 04:05 позвонил главнокомандующий ВСУ Залужный и сказал, что все началось.

Зеленский: решение было принято, что мы тут до конца. Мы будем стоять.

Залужный: морально были готовы убивать врага, а не ждать, что он успокоится и оставит нас в покое.

О финансовой поддержке вторжения

Буданов: за четверо суток "Сбербанк России" скупил по максимальному курсу всю наличку, которую только мог. Она была накоплена в хранилищах. Они ждали, пока зайдут свои, чтобы со своими людьми проводить нужную политику, просто раздавая наличные средства.

О подготовке плана вторжения в Украину

Залужный: это страна, где военная наука, я считаю, развита на высоком уровне. Соответственно, подходя к такому вопросу, как полномасштабная агрессия против Украины, подготовка к ней проходила комплексно, что касается всех сфер деятельности вооруженных сил Российской Федерации. Я в этом уверен, эта операция планировалось достаточно детально.

Об иллюзии массированного наступления

Сырский: в то же время Россия заводила технику, они двигались по 100-200 единиц и только в составе экипажей. Почему? Потому что на них не было расчетов.

Буданов: им нужно было создать картинку массированного наступления и безальтернативности сдачи… Почему говорят, что россияне тупые, не понимали, что будет война, они не брали топливозаправщики? Это все правда, но правда совсем другая. Дело в том, что они рассчитывали не позднее третьих суток… все это было им не нужно.

Об эвакуации президента

Зеленский: было много мыслей, как внутри страны, так и от западных партнеров, куда мне ехать идти, бежать и прятаться.

Резников: тогда бы нам оставалась судьба партизанской войны. Потому что украинцы все равно бы не сдались, но это уже была бы партизанщина.

О российском плане по захвату Киева

"В планах россиян это была быстрая высадка воздушно-десантных войск и быстрый вход в Киев. Это был вообще единственный план - не позже чем на третьи сутки поднять флаг над администрацией президента со сменой руководства… Поскольку по их мнению руководство страны должно было куда-то сбежать. Если нет - они бы его уничтожили. И не позже, чем на 10 сутки погасить точечные проявления сопротивления, если они будут", - заявил Кирилл Буданов.

По его словам, если бы высадка десанта удалась, то Киев, скорее всего, был бы взят россиянами.

Алексей Резников, министр обороны: понимали, что будет попытка захвата Печерских холмов в районе НСК "Олимпийский", там очень удобно высадку из вертолетов делать. А уже отсюда попытка накопления сил и захвата правительственного квартала.

О здоровье

У Зеленского ухудшилось зрение, но он не носит контактные линзы.

"Я физически потерял зрение, а, наоборот, считаю, что людей вижу… Да, багато работали, когда полного света не было… Мы так работали много месяцев, а потом немного ухудшилось зрение. Я читаю в очках, все нормально", - отметил он.

О мерах безопасности и угрозе покушения

Когда в первые дни вторжения российские диверсионные группы уже были на Печерске, все понимали, что они могут ворваться в Офис президента.

"Охрана напоминала об этом каждый день… Мне сказали, что нужно собираться, потому что я цель, и нужно было сделать все, чтобы вывезти меня в безопасное место. И в этот момент, мне кажется, ты думаешь о другом. Я не думал о том, что может случиться со мной. Это не о героизме, это о последствиях… А что будет? Если я уеду, потом никто не будет спрашивать, а кто это предложил… Будет только результат - ты бросил свою страну. Я считаю, что это предательство", - отметил Зеленский.

О контактах с Путиным

Зеленский хотел вести переговоры с президентом России Владимиром Путиным до вторжения, а но не после.

"Я до этого хотел, и мы передавали сигналы и заказывали разговор. Я считал, что очень важно, чтобы он сказал лично Украине и украинцам, что не будет вторжения... Мы заказывали несколько раз, но они были не готовы. Прямого разговора не было, но все лидеры говорили, что он не готов. Сейчас я не хочу с ним общаться", - подчеркнул Зеленский.

Срочные и важные сообщения о войне России против Украины читайте на канале РБК-Украина в Telegram.