После голосования за эти изменения в парламенте они будут направлены в Конституционный суд, пообещал спикер. По его словам, для вступления в силу необходимо лишь соответствующее решение КС, а вовсе не согласие самого Ющенко (тем более что своей подписи под этой инициативой он, разумеется, не поставит).

Автором затеи, как нетрудно догадаться, является сам Мороз. Такие вот методы борьбы за место под солнцем в его случае могут быть продиктованы двумя задачами: либо окончательно "растаять", наконец, в лучах Партии регионов и проскочить в Раду на спине Януковича, продемонстрировав себя в роли активного политика, либо мобилизовать часть электората, ратующую за ограничение полномочий президента и за ликвидацию института президентства вообще, и попытаться выкрутиться в сентябре в одиночку. Последний вариант для Мороза с его амбициями - даже с учетом всех рисков - был бы предпочтительнее.

В то время как избиратель, возможно, и оценит подобную клоунаду, то варищи по коалиции оказываются перед сложным выбором: либо поддержать инициативу, продемонстрировав электорату неизменность своих убеждений (что в контексте достигнутых ранее договоренностей с Виктором Ющенко не совсем своевременно), либо, сославшись на эти договоренности, отказаться. Но тогда всем станет ясно, что аппаратные игры ПР ставит выше собственных же политических деклараций, а это накануне выборов еще более неуместно. Достается и коммунистам: идея отмены института президентства изначально принадлежит им - получается, в попытках удержаться на плаву Мороз лишает их мощного предвыборного козыря.

"Регионы" отреагировали на план Мороза уклончиво. Заместитель главы фракции ПР Василий Киселев заявил РБК-Украина, что вопрос участия ПР в голосовании за предлагаемые изменения будет решен на заседании фракции: "то, что мы будем 27 числа принимать участие в заседании фракции и парламента - это однозначно. А будем ли принимать участие в голосовании - это определит фракци я, никто вам этого пока не скажет". Вопрос внесения изменений в конституцию, по его словам, является "спорным", и к нему надо подходить "очень и очень взвешенно".

Депутат от ПР Михаил Чечетов высказался еще более витиевато, попытавшись спихнуть ответственность на политических оппонентов. Мол, Партия регионов со своей стороны все условия договоренностей между президентом, премьером и спикером выполнила - "приняла все необходимые законы, дала возможность оппозиции сложить свои полномочия (чтобы Рада V созыва прекратила свое существование - "Y".), открыла дорогу к выборам". Однако такой вопрос, как возможность вхождения на места выбывших депутатов БЮТ и НУ других членов списков этих политических сил остался "за пределами договоренностей". "Это должны решать суды, а право народных депутатов - добиваться того или иного решения. Если судьи примут решение о законности замены выбывших депутатов, тогда ПР осенью соберется в парламенте и будет продолжать работать, если же нет - мы идем на выборы", - отметил Чечетов. В целом же, по его словам, поведение Мороза с учетом сложившихся обстоятельств вполне логично: он действует "как лидер своей политической силы".

В БЮТ идею спикера расценили как мелкую месть "человека, который, несмотря на высокие должности, остался районным провинциалом". По мнению политолога, депутата Рады Владимира Полохало, реализация задуманного сомнительна, поскольку нуждается в поддержке более 300 народных депутатов. "Это политический блеф на уровне политического пшика", - отметил Полохало.

Примечательно, что в своей предвыборной игре Мороз пытается "включить" механизм, который один раз уже дестабилизировал ситуацию (напомним, в марте антикризисники попытались собрать конституционное большинство, чтобы урезать полномочия Ющенко, после чего тот и распустил парламент). Однако расчет на то, что опробованный прием сработает и на сей раз, вряд ли оправдается. Даже если - гипотетически - законотворчество Мороза доберется до КС, шансов на нужный спикеру вердикт почти никаких. Особенно с учетом хорошо всем известной "оперативности" и "авторитета" этой инстанции.

В целом же вся эта ситуация лишний раз демонстрирует главный принцип украинских политических игрищ: в борьбе за власть любые средства хороши. Обычно этим грешит Тимошенко, готовая ради достижения желаемого утопить всех вокруг без разбору (о чем еще не раз вспомнят в новой Раде как ее оппоненты, так и союзники). А поскольку переходит эта "кризисная эстафета" от одного "актуального аутсайдера" к другому в совершенно хаотическом режиме и предсказать, кто в следующий раз окажется на обочине, невозможно, о какой-либо предсказуемости политики в стране говорить вообще не приходится.