Партия "Слуга народа", получившая 254 мандатов в Верховной раде 9-го созыва, может сформировать единоличное большинство. В этом случае президент Владимир Зеленский и его политическая сила сосредоточат в своих руках и законодательную, и исполнительную ветви власти, не став разделять груз ответственности с другими партиями.
Обсуждая вопрос будущего большинства, глава партии "Слуга народа" Дмитрий Разумков в интервью РБК-Украина подтвердил готовность говорить о коалиции с политическими силами, которые будут близки им "по идеологическим подходам и ценностным вещам". Но на деле в "Слуге народа" не особо озадачены поиском партнеров для будущей коалиции.
Имея больше половины мандатов в новом парламенте, партия Зеленского будет полностью определять и формировать повестку работы Верховной рады, независимо от количества субъектов большинства. По сути, "Слуга народа" получила "зеленый свет" для принятия любых законов в новой Раде. Более того, любая законодательная инициатива других политических сил обречена на провал без поддержки СН.
Волей большинстваПервоочередные законы, на принятии которых будет настаивать партия "Слуга народа" в новом парламенте – об импичменте президента, отмене депутатской неприкосновенности и ответственности за незаконное обогащение, пояснила РБК-Украина пресс-секретарь партии Татьяна Цыба.
"Также уже сегодня разрабатывается проект закона о парламентской оппозиции", – уточнила она. Кроме того, будущие депутаты от СН в собственных профильных рабочих комитетах нарабатывают и другие законопроекты в разных отраслях, добавила Цыба.
Верховная рада 6 июня уже приняла документ, регулирующий процедуру импичмента президенту. Речь идет о проекте закона о временных следственных и специальных комиссиях парламента. Сам механизм отстранения от должности главы государства прописан и в Конституции, и в регламенте Верховной рады. Но для запуска этой процедуры требуется расследование и вывод специальной следственной комиссии парламента, четкий порядок работы и полномочия которой в действующих законах не указаны. Приняв законопроект о парламентских комиссиях, депутаты должны были устранить эти законодательные пробелы.
Но президент Владимир Зеленский отказался подписывать документ. Ранее он предложил пока еще действующему парламенту принять отдельный закон об импичменте, ничем не отличающийся от той процедуры, которая предусмотрена регламентом и Конституцией. Впрочем, депутаты отклонили президентский документ, даже не включив его в повестку дня. Принимать его уже будет новый состав парламента.
"Будет закон об импичменте, один из первых законов. Я уверен, что это наше решение, всей партии, каждого из нас. Мы обещали, в повестке дня новой Верховной рады вы обязательно увидите этот закон, закон об импичменте президента, не приложение, а закон об импичменте президента", – сказал президент, выступая в пресс-центре штаба "Слуги народа" 21 июля.
Впрочем, эксперты в сфере права уверены, что без внесения изменений в Конституцию механизм импичмента не заработает, потому как сама Конституция предполагает слишком сложную процедуру отстранения президента от власти.
Действующая Верховная рада также пыталась отменить и депутатскую неприкосновенность. Для этого требуется сначала отправить законопроект, отменяющий депутатский иммунитет, на оценку Конституционного суда, а затем принять в первом чтении. И только на следующей сессии может состояться финальное голосование, в ходе которого закон должен набрать 300 голосов.
Еще в октябре 2017 года парламент направил в Конституционный суд два документа, касающиеся отмены депутатского иммунитета. Первый – президентский, предполагал отмену неприкосновенности с 2020 года. Тогда как второй, внесенный группой народных депутатов, предусматривал, что парламентарии лишатся неприкосновенности сразу после принятия проекта. Оба документы были признаны КСУ противоречащими Основному закону.
В сентябре прошлого года народные депутаты решили, что отменять неприкосновенность они будут на базе президентского проекта и утвердили план дальнейшей работы над ним. Но с тех пор этот вопрос так и не попал в зал.
Преступление и наказаниеСтатья об ответственности за незаконное обогащение для чиновников появилась в Уголовном кодексе еще в 2015 году, будучи одним из элементов антикоррупционной реформы и условием для безвиза с ЕС и сотрудничества с международными кредиторами. Но в феврале КСУ признал эту статью неконституционной.
Свое решение судьи мотивировали тем, что статья противоречит Конституции и нарушает презумпцию невиновности. Не особо активные попытки депутатов вернуть ответственность за незаконное обогащение закончились ничем.
Вступив на президентский пост, Зеленский также зарегистрировал законопроект о возвращении ответственности за незаконное обогащение. Исходя из текста этого документа, если у чиновника есть активы, стоимость которых более чем на 12 тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан превышает его законные доходы, ему грозит лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет.
В отличие от старого варианта статьи, Зеленский предлагает ввести не просто уголовную ответственность для чиновников за незаконные активы, но и их конфискацию в рамках гражданского процесса. Согласно механизму гражданской конфискации, который предлагают в команде Зеленского, сторона обвинения должна доказывать незаконность тех или иных активов у чиновника, в то время как сам чиновник должен доказать их законность. Правда в итоге будет на стороне того, чьи доводы окажутся более убедительными.
Конфискация незаконных активов в гражданском порядке будет проходить по решению Высшего антикоррупционного суда и без вынесения обвинительного приговора. Гражданской конфискации будут подлежать необоснованные активы, которые по стоимости в 500 и более раз превышают размер прожиточного минимума для трудоспособных граждан (сейчас это около 1 млн гривен), следует из президентского законопроекта.
Говоря о планах законодательной работы "Слуги народа" неделю назад, глава партии Дмитрий Разумков к числу приоритетных также зачислил законопроект о наказании за неперсональное голосование депутатами и внесение изменений в Конституцию по поводу отзыва или досрочного прекращения полномочий народного депутата.
Законопроект по противодействию "кнопкодавству", инициированный президентом Зеленским, был зарегистрирован в парламенте в конце июня. За неперсональное голосование, согласно проекту, предусмотрена уголовная ответственность со штрафом от 3 тысяч до 5 тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан.
Лишать мандата в "Слуге народа" планируют за невыполнение народным депутатом своих функций, ранее пояснял в интервью РБК-Украина Разумков. "Эту процедуру нужно будет прописывать. Одним из форматов, который мы рассматривали, это референдум по отзыву народного депутата, это могут быть и законодательно прописанные нормы: если вы не посещаете свою работу на протяжении, скажем, 30% рабочего времени", – рассказал глава партии "Слуга народа".
Среди двух десятков законопроектов, внесенных Зеленским за два месяца президентства, самый большой резонанс вызвала его инициатива по изменению закона о люстрации, принятого в 2014 году. В команде нового президента предложили дополнить документ, указав, что под люстрацию попадают лица, занимавшие должности президента, главы ВР, народных депутатов, всех членов Кабмина, и других топ-чиновников в период от Революции достоинства и вплоть до инаугурации Зеленского.
При этом люстрированным чиновникам запрещается не просто занимать государственные должности, но и баллотироваться в президенты, в депутаты Верховной рады, областных, местных, районных и сельских советов, а также избираться в пост главы села, поселка или города. Но эти положения и вовсе противоречат Конституции, ограничивая право избираться и быть избранным.
Регистрируя этот документ в разгар парламентской кампании, президент записал обращение, в котором рассказал о сути и мотивах его инициативы. "Нас обвиняют в том, что мы хотим отменить люстрацию. Чтобы все поняли, что мы не собираемся отменять люстрации, мы предлагаем ее усилить", – заявил тогда Зеленский.
Критики Зеленского расценивали идею с ужесточением люстрации как предвыборный пиар. Эту законодательную инициативу также раскритиковали послы большой семерки, отметив, что "нынешнюю ситуацию в Украине нельзя сравнить с той, которая была после Революции достоинства". Теперь в СН допускают, что законопроект может быть видоизменен в случае повторной регистрации в Раде.
В интервью РБК-Украина Дмитрий Разумков сказал, что принятие документа о люстрации в полном объеме станет предметом дискуссий в будущем парламенте. "Реализуемо это или нет, посмотрим в новой Верховной раде, но пока я думаю, что еще рано об этом говорить", – отметил он.