Перед принятием государственного бюджета возле ложи правительства в Верховной раде традиционно выстраивается очередь "просителей". В основном это мажоритарные депутаты, требующие денег на свои округа. Добившись желаемого от Кабмина, мажоритарщики дают голоса за госбюджет. Каждый год ситуация в том или ином виде повторяется.

Выполняя свою часть неформальной сделки, правительство выделяет деньги на округа под конкретные проекты или перечисляет их в местные бюджеты. Эта статья расходов проходит как субвенция на социально-экономическое развитие отдельных территорий.

По неофициально сложившемуся порядку средства разделяются между фракциями. Коалиция, а также группы "Воля народа" и "Видродження", благодаря которым принимаются важные для власти законопроекты, получают больше остальных. Дальше каждому депутату выдают долю на его округ. Размер выплаты зачастую зависит от его работы за прошедший год и важности конкретно взятого нардепа для фракции.

Лояльность за счет казны

В 2019 году на субвенцию соц-экономразвития предусмотрено почти 4,8 млрд гривен. Кабинет министров своим распоряжением в конце января распределил немногим больше миллиарда гривен из этих средств. Остальное потратят в течение года. В гражданской сети "Опора" отмечают, что впервые выделении субвенций произошло так рано. Обычно деньги начинают распределять в начале лета. Эксперты считают, что такая активность, скорее всего, связана с предстоящими выборами в Верховную раду.

Количество проектов в рамках социально-экономического развития территорий стабильно увеличивается, тогда как средний размер выплат уменьшается. По данным "Опоры", еще в 2016 году только 13% объектов по этой статье обходились казне менее чем в 50 тыс. гривен, а в 2018 году – уже 37%.

"За несколько тысяч гривен закупаются зеркала, баяны, теннисные столы, принтеры. Фактически, это одноразовые акции. То есть, деньги зачастую идут не на серьезные инфраструктурные проекты, а на детские площадки, мебель, технику и другие мелкие объекты, очевидно, чтобы получить на следующих выборах электоральное преимущество, – объясняет аналитик "Опоры" Андрей Савчук. – Кулуарно в парламенте рассказывают, что придут выборы и депутаты, которые пиарятся на субвенции, поедут в каждое село и будут говорить: я вам поставил двери, сделал крыши, окна – изберите меня в следующий раз, мы вам сделаем еще клуб и библиотеку".

Деньги в рамках субвенции социально-экономического развития в течение года могут выделяться несколько раз, пока не будет выбран весь объем средств по этой программе. Последний миллиард депутаты регулярно распределяют в декабре. Но за оставшееся до конца года время освоить эти средства крайне сложно. Потому есть два варианта: вернуть деньги назад в бюджет, либо заплатить наперед за еще невыполненные работы.

Но парламент нашел третий путь, и в конце 2017 года определил, что субвенция – это переходные средства, то есть их можно использовать и в следующем году, но только по первоначальному назначению. В 2018 году осталось около 2 млрд гривен неиспользованных денег, предусмотренных на "соцэконом". Однако и с их распределением все оказалось не так гладко. В конце прошлого года все, кто подал заявки для получения субвенции, получили только 30 процентов. Остальное им просто обрезали, и даже не дали определиться с приоритетностью проектов.

"Например, депутат предложил 10 проектов на 20 миллионов гривен, но дали только 30 процентов. Остальные 70 процентов в Кабмине пообещали добавить в январе. Насколько я знаю, одним эти деньги пришли, другим – нет. Когда вышло распоряжение, было много недовольных. Ведь, во-первых, с ними не посоветовались. Во-вторых, скандал был из-за того, что за госбюджет депутаты уже проголосовали, а по факту обещанных денег на проекты им не дали. Эта ситуация коснулась всех депутатов", – сказал РБК-Украина исполнительный директор Ассоциации городов Украины Александр Слобожан.

Принципы равенства

То как утверждается и распределяется субвенция, сложно назвать прозрачным и открытым процессом. Сперва местные власти, мажоритарные депутаты и фракции подают свои предложения. Аналитики "Опоры" утверждают, что фактически неизвестно, как эти предложения собирают, обрабатываю и регулируют. Нет никаких критериев, почему один объект лучше и важнее другого. Финальный список проектов утверждает специальная комиссия, которую возглавляет глава бюджетного комитета Рады Андрей Павелко (БПП). Из 16 членов комиссии только двое представляют правительство, остальные – народные депутаты, причем семеро от "Блока Петра Порошенко" и трое от "Народного фронта".

"Дальше список объектов утверждает Кабинет министров и, в конечном итоге, за него опять должны проголосовать депутаты на заседании бюджетного комитета. Тут прослеживается потенциальный конфликт интересов, потому что процесс де-факто замкнут на парламенте. Процесс распределения стал еще более запутанным, но не прозрачным. Но фактически субвенции распределяются не в "бюджетную ночь", а на протяжении года", – говорит Андрей Савчук.

Как правило, комитет особо не правит документ, который ему передает Кабмин. Все потому, что изначально распределение субвенции согласовывается на уровне фракций. Роль правительства в этом процессе минимальна. От него ожидается только утверждение уже расписанных в парламенте расходов.

"Все депутаты равны, но некоторые – равнее других". Вкратце так можно объяснить принцип распределения бюджетной субсидии. Бывает так, что часть района получает средства на социально-экономическое развитие, а часть – нет, потому что они находятся в разных мажоритарных округах. При этом распределение по фракциям более-менее соответствует количеству мажоритарщиков. У "Блока Петра Порошенко" наибольшее количество округов – 71, депутаты этой политсилы в прошлом году получили 1,5 млрд гривен на 5145 проектов.

Коалиционному "Народному фронту" отошло почти 790 млн гривен, хотя на тот момент у партии было всего 18 мажоритарщиков. В то же время, на 47 округов внефракционных нардепов парламент выделил только 609 млн гривен. Не в обиде остались депутаты из групп "Видродження" и "Воля народа": на них ушел почти миллиард гривен бюджетных средств при 24 и 19 мажоритарщиках соответственно. Остальные фракции оппозиции, за вычетом "Радикальной партии", у которой нет своих мажоритарных округов, получили меньше 145 млн гривен на всех.

"В среднем больше всего денег получают округа, которые в парламенте представляют мажоритарщники от "Нарфронта", потом идут "Видродження" и "Воля народа", а уже тогда – БПП. Мы видим, что большие суммы идут на округа тех депутатов, благодаря голосам которых коалиция принимает необходимые законопроекты. Значительная часть субвенции используется в целях непрямой агитации, когда депутат четко проводит связь между собой и деньгам, которые были привлечены", – объясняет аналитик Андрей Савчук.

В "Опоре" считают, что такие действия, по сути, имеют все признаки использования бюджетного административного ресурса и непрямого подкупа избирателей. В то же время местные власти, которые в идеале должны пресекать агитацию за счет бюджетных денег и обеспечить эффективность их использования, зачастую подыгрывают народным депутатам и приглашают их на "перерезание ленточек", где те уже пиарят себя и свою политсилу. Этот же сценарий применим и для президентских выборов.

"У кандидатов в президенты есть вип-агитаторы. Например, депутаты, мэры и главы обладминистраций. И человек, который агитирует, должен показывать конкретные дела. Эта субвенция сейчас активно используется. Ее также будут осваивать и перед парламентскими выборами", – рассказал изданию представитель местного самоуправления в одном из областных центров.

При этом депутаты де-факто защищены от административной и уголовной ответственности за такую деятельность. Да и к тому же ее сложно квалифицировать как какое-либо официальное правонарушение, отмечают в "Опоре".

Подобную ситуацию эксперты наблюдают не только на округах, но и по отдельным регионам. Традиционно наибольшие суммы в рамках "соцэконома" получают Винницкая и Харьковская области. А вот Луганской и Тернопольской областям, напротив, достаются крохи от "бюджетного пирога". Диспропорция в распределении субвенции особо заметна в соседних областях. К примеру, Ивано-Франковская область в прошлом году получила 220 млн гривен, в то время как Тернопольская – всего 77 млн гривен. Ранее разница в бюджетной поддержке соседей доходила до семи раз.

Всем не хватит

Внутри фракций субвенцию делят также далеко не равными частями. После распоряжения Кабинета министров о распределении миллиарда гривен в рамках социально экономического развития территорий в конце января, в "Блоке Петра Порошенко" случился непубличный скандал. Все из-за того, что многие мажоритарщики получили куда меньше средств, чем запрашивали на свои проекты. Проблема в том, что депутаты заранее обещают своим избирателям финансирование новых проектов. И такой "кидок" коллег по фракции в БПП не оценили.

"Это какая-то азиатщина, чисто понятийное распределение. Одним дали очень много, больше всего Игорю Кононенко, а есть такие, кто вообще почти ничего не получил. Нина Южанина получила хорошо, она вроде все же будет баллотироваться по округу. А Юре Соловью почти ничего не досталось", – возмущался один из членов БПП в разговоре с РБК-Украина.

Его коллега, также пожелавший сохранить анонимность, утверждает, что в этом году субвенцию делили "по-новому". По его словам, обычно "соцэконом" распределяли между мажоритарщиками, но в этот раз – раздали всем. "Списочники свои доли отдали главным: Кононенко, Березенко, Ире Луценко. Депутатам сказали, что вы можете претендовать на эти деньги, только если напишите заявление, что не претендуете на место в списке. А если хотите в список, то будьте вип-агитаторами, кем угодно, но денег не получите", – рассказал нардеп от БПП.

Интересно, что Ирина Луценко и Игорь Кононенко в нынешний созыв парламента прошли по спискам президентской политсилы. Однако, как писало РБК-Украина, на будущие выборы они уже подобрали себе округа, на которых ведут активную работу. "Есть округ номер 94 в Киевской области, который в парламенте представляет Виктор Романюк, но активно работает на нем Игорь Кононенко. Мы видим публичные акции непрямой агитации, когда депутат позиционирует, что именно он привлек субвенции на местные проекты. В прошлом году округ получил 106 миллионов гривен – второй показатель по Украине", – уточнил аналитик "Опоры" Андрей Савчук.

РБК-Украина обратилось за комментарием к Игорю Кононенко по этому вопросу. Он попросил направить официальный запрос от издания в его пресс-службу. На момент выхода публикации пресс-служба ответ не предоставила.

Безусловным лидером по размеру полученной субвенции, как по всей стране, так и в собственной фракции, стал 204 округ Максима Бурбака в Черновицкой области. Глава фракции "Народного фронта" сумел привлечь 122 млн гривен. В топ-10 также входят Константин Ярынич (БПП, 99 округ, Кировоградская область), Павел Балога (внефракционный, 71 округ, Закарпатье), Виктор Бондарь ("Видродження", 191 округ, Хмельницкая область), Олег Дмитренко (БПП, 210 округ, Черниговщина), Александр Спиваковский (БПП, 181 округ, Херсонская область), Алексей Порошенко (БПП, 12 округ, Винничина) и Анатолий Дырив (НФ, 86 округ, Ивано-Франковская область).

Интересно, что средства, которые влиятельные депутаты от коалиции и ее ситуативные союзники получают на свои округа, во много раз превышают выплаты на некоторые области. При этом некоторые мажоритарщики и вовсе остались без доли от "соцэконома". В прошлом году всего 19 округов получили 1,37 млрд гривен – треть от всего размера субвенции. "Социально-экономическое развитие территорий с 2016 года фактически стало заложником политических договоренностей", – констатировал Андрей Савчук.