В День независимости, 24 августа, президент Петр Порошенко заявил, что будет настаивать на закреплении в Конституции намерений Украины стать членом ЕС и НАТО. Порошенко сообщил, что юристы нашли формулу, как это реализовать "оптимально и быстро". Гарант пообещал, что соответствующий законопроект будет зарегистрирован уже к началу новой парламентской сессии в начале сентября.

В США и Евросоюзе поддерживают Украину в ее стремлении, однако пока избегают конкретики и крайне сдержанно комментируют перспективы членства нашей страны в ЕС и НАТО. Советник президента США по вопросам национальной безопасности Джон Болтон, посетивший Украину на прошлой неделе, отметил прогресс нашей страны в вопросе североатлантической интеграции, заявив, что США рассматривает вопрос вступления Украины в НАТО. "Несколько шагов было сделано, но многое зависит от Украины - каким образом она выполнит условия, как политические, так и военные", - отметил Болтон.

Канцлер Германии Ангела Меркель в прошлую пятницу заявила, что Украина и Грузия имеют наибольшую европейскую перспективу, но сейчас к вступлению в Евросоюз готовятся страны Западных Балкан. Меркель не исключает, что следующими станут Украина и Грузия, хотя этот вопрос пока и не рассматривается. "Вступление не стоит на повестке дня, мы должны постепенно достигать той стадии, в которой будет обсуждаться вопрос о вступлении. Не могу сказать, что этот процесс будет завершен через пять лет", - заявила канцлер.

Меркель также отметила, что Европе может понадобиться около десяти лет, чтобы определиться с дальнейшими шагами в отношении Украины и Грузии. Канцлер добавила, что страна-кандидат на вступление в ЕС должна отвечать всем требованиям о приеме, а Евросоюз должен быть готов принять новых членов.

Недостижимый Альянс

Курс на евроатлантическую интеграцию наряду со сближением Украины с Евросоюзом был задекларирован еще в 2005 году во времена президентства Виктора Ющенко. Ответных действий от НАТО Украина ожидала на Бухарестском саммите в 2008 году, рассчитывая на получение Плана действий относительно членства в Альянсе (ПДЧ). Но ожидания Киева не оправдались: страны-члены НАТО так и не предоставили Украине ПДЧ, формально аргументируя это тем, что страна пока не готова к такому шагу.

После прихода к власти президента Виктора Януковича Верховная рада в июле 2010 года по его инициативе приняла закон "О принципах внутренней и внешней политики", который предусматривал окончательный отказ от вступления в НАТО и закреплял внеблоковый статус Украины.

После Революции достоинства, в декабре 2014 года, Рада приняла закон авторства президента Порошенко, исключив норму о внеблоковости. Этим законом парламент также закрепил положение об "углублении сотрудничества с НАТО для достижения критериев, необходимых для приобретения членства в этой организации". Кроме того, в законе говорится, что в числе приоритетов национальных интересов страны – интеграция в европейское политическое, экономическое, правовое пространство с целью приобретения членства в Европейском союзе и в НАТО.

Курс на приобретение членства в НАТО в украинском законодательстве окончательно восстановили в июле 2017 года, после того, как парламент принял соответствующий закон, обозначив "восстановление целенаправленного прагматического курса Украины на приобретение членства в НАТО как стратегического внешнеполитического приоритета государства".

В марте этого года Североатлантический альянс предоставил Украине статус страны-аспиранта. Это означает, что НАТО признает стремления Украины стать полноправным членом Альянса. Уже в июле Верховная рада приняла президентский законопроект "О национальной безопасности", в котором членство в ЕС и НАТО указано, как фундаментальный национальный интерес.

Не допустить реванша пророссийских сил

Инициатива Порошенко закрепить в Конституции намерения Украины стать членом ЕС и НАТО позволит зафиксировать внешнеполитический курс страны, как это ранее сделали некоторые страны-члены НАТО, объясняет глава постоянной делегации Украины в Парламентской ассамблее НАТО, народный депутат Ирина Фриз (БПП). В частности, так поступила Литва, отметила депутат.

Внесение таких изменений в Основной закон в будущем даже при смене политической конъюнктуры не позволит изменить внешнеполитический курс Украины, полагает Фриз. "Это важно сделать именно в Конституции, так как закон гораздо легче изменить при каких-то определенных договоренностях одной ветви власти, в данном случае - президентской, законодательно. И это фактически может в очередной раз развернуть государство, как это было во времена Януковича, на 180 градусов - в сторону России", - говорит Фриз.

Именно для того, чтобы исключить "фактор реванша и изменения внешнеполитического курса в сторону имперских интересов России", необходимо закрепить намерения Украины, внеся изменения в преамбулу Конституции, уточнила Ирина Фриз. "К тому же для многих политических сил сегодня в парламенте это станет своеобразным маркером, когда они будут не только декларировать на словах, а, соответственно, делать это своими поступками, голосуя за эти изменения", - считает нардеп.

Как объяснила Фриз, для утверждения предложенных президентом изменений потребуется две пленарные сессии. Сначала документ должен набрать 226 голосов, после чего его передадут в Конституционный суд.

"Уверена, ввиду того, что сегодня мы имеем полный состав Конституционного суда и у нас есть председатель суда, принятие решения по этому вопросу не будет затормаживаться, и к следующей сессии парламент сможет получить решение по этому вопросу. А значит, на следующей сессии (с февраля 2019 года, - ред.) мы сможем принимать это решение в целом", - уточнила парламентарий.

По мнению экс-министра иностранных дел Владимира Огрызко, закрепление курса интеграции в ЕС и НАТО на уровне Основного закона станет весомым сигналом для западных партнеров Украины.

"Наши западные партнеры периодически рассказывают нам, что они все опасаются изменчивости нашего политического курса. Поскольку приходит президент Ющенко и заявляет, что мы вступаем в НАТО. Потом приходит президент Янукович и говорит, что в НАТО мы не вступаем, и заявляет о внеблоковости. Когда это зафиксировано в Основном законе страны, это значит, что этот курс определен и изменить его будет либо очень сложно, либо практически невозможно", - сказал РБК-Украина дипломат.

Член Комитета по вопросам правовой политики и правосудия Руслан Сидорович ("Самопомич") расценивает появление данной инициативы именно сейчас как элемент предвыборной стратегии Порошенко. "Очевидно, что мы будем видеть много, скажем, интересных инициатив, которые направлены на мобилизацию того или иного электората", - предположил Сидорович в комментарии изданию.

По мнению депутата, во-первых, нужно учитывать, что изменения в Конституцию – это очень сложный и длительный процесс, а, во-вторых, следует помнить, что в самих ЕС и НАТО проходят непростые "политические турбулентные процессы".

"Мы видим процесс Brexit, видим много кризисных явлений внутри самого Евросоюза, а также - непростые процессы, происходящие внутри НАТО, связанные с отношениями НАТО и Турцией, США и странами Европейского союза. Все эти вещи должны давать сигнал украинскому политикуму, что интеграция в структуры, переживающие внутренний кризис, на этом этапе не может быть простой", - полагает Сидорович.

К тому же, по его мнению, в предвыборный период говорить об изменениях в Конституцию по части интеграции с НАТО и ЕС опасно с точки зрения политизации этого процесса. "Противники этих интеграционных процессов будут использовать все возможные способы для того, чтобы активизироваться в плане работы по блокированию интеграции Украины в данные структуры", - допускает он.

Нужен ли референдум

В феврале 2017 года президент Петр Порошенко в интервью немецкой газете Berliner Morgenpost сообщил о намерении провести референдум относительно вступления Украины в НАТО. По его словам, если украинцы проголосуют за вступление страны в Альянс, он сделает все возможное для этого.

В декабре прошлого года президент вновь заявил о необходимости проведения в Украине референдума, причем не только о членстве в НАТО, но и о вступлении в Европейский союз. "В скором обозримом будущем в Украине точно пройдут референдумы и о вступлении в НАТО, и я уверен, что народ Украины поддержит мою инициативу относительно членства в Евросоюзе", - заявил Порошенко в начале декабря 2017 года.

Сами украинцы, согласно результатам социологических опросов, склоняются к поддержке идеи о вступлении страны в ЕС и НАТО. Совместное исследование центров "Социальный мониторинг" и Socis, а также Украинского института социальных исследований им. А. Яременко, проведенное в конце июня этого года, показало, что на вопрос о необходимости вступления в ЕС на референдуме утвердительно ответили бы 51,4% опрошенных. Против членства в Евросоюзе высказались бы 29,4%. За вступление в НАТО на референдуме, исходя из результатов исследования, проголосовали бы 41,4% респондентов, против - 36,8%.

Соцопрос группы "Рейтинг", проведенный также в июне, показал подобную картину. Вступление в ЕС в случае проведения референдума поддержали бы 51% опрошенных, против членства в Евросоюзе выступили 29% респондентов. В то же время за членство в Североатлантическом альянсе на референдуме проголосовали бы 44% опрошенных, 36% проголосовали бы против. Причем, исходя из анализа группы, в начале 2014 года результаты опроса по поводу вступления в НАТО были противоположными нынешним: за членство в Альянсе четыре года назад проголосовали бы 34%, в то время как 43% - против. Несущественно, но изменилась и динамика относительно членства в ЕС: в декабре 2013 года за вступление в Евросоюз высказывались 49% респондентов, против - 30%.

Как объяснила РБК-Украина Ирина Фриз, референдум о вступлении в ЕС и НАТО и инициированные президентом изменения в Конституцию - совершенно разные процессы, имеющие отдельное развитие. Референдум, уточнила Фриз, может состояться только после того, как страна подаст заявку на вступление в НАТО, а этому предшествует целый ряд шагов.

"Референдум проводится только после того, как страна станет кандидатом, получит План действий по членству в НАТО, выполнит все в рамках ПДЧ и подаст заявку на то, чтобы Альянс принял ее в свои ряды. Только после представления этой заявки возможно проведение референдума для того, чтобы продемонстрировать странам Альянса, что это не только стремление власти отдельно взятого государства, но и стремление всего народа", - разъяснила Фриз.

По ее мнению, референдум может подвигнуть страны НАТО более внимательно отнестись к заявке страны-кандидата. Вместе с тем, по словам депутата, референдум не является обязательным для проведения и для принятия решения. За все время существования Альянса только четыре его члена из 29 проводили референдум – Венгрия, Испания, Словения и Словакия.