Украинцы привыкли обращать внимание на громкие дела о коррупции или растрате бюджетных денег в государственных органах власти. Вместе с тем в новостях очень мало рассказывают о подноготной деятельности неких профессиональных объединений. При этом некоторые из них имеют огромнейшее значение как для предприятий, так и для экономики всей страны.

Сегодня, в частности, речь пойдет об Аудиторской палате Украины – специальном органе, который контролирует деятельность всех аудиторов страны. Оказывается, в этом органе тоже происходит много интересного: распределяются денежные потоки, даются взятки, не уплачиваются налоги в бюджет, зачищается рынок под «нужных» людей, что в конечном итоге отдаляет нашу страну от здорового экономического развития.

Аудиторы – это специалисты, которые проверяют финансовую и налоговую отчетность компаний, оценивают финансовую эффективность предприятий и дают руководству рекомендации по исправлению выявленных ошибок. Таким образом, без профессиональных аудиторов в стране просто может не остаться успешных предприятий. Что там уже говорить об иностранных инвестициях…

Решения о выдаче сертификатов самим аудиторам, об исключении их из реестров принимает Аудиторская палата. Проще говоря, члены АПУ имеют неограниченные полномочия решать, кто может работать в системе, а кто нет.

Если принять во внимание, что услуги аудиторов – дело недешёвое, а для многих предприятий обязательное, то можно понять, что денежный пирог аудиторских услуг в Украине довольно большой. К примеру, по итогам 2016 года объем рынка составил почти два миллиарда гривен – 1,9 млн грн. Средняя стоимость одного заказа колеблется от 10 до 90,8 тыс. грн.

Но, как выяснилось, в последнее время доступ к этому рынку может получить лишь ограниченное количество аудиторов и аудиторских фирм. И не всегда это зависит от их профессионального соответствия. Здесь мы подходим к главному – на сегодняшний день в Аудиторской палате Украины создана схема, которая позволяет «зачищать» рынок аудиторских услуг под конкретных людей. И это прямой путь к монополизации в этой сфере.

Статистика не врет

«Уже было много случаев, когда компетентных аудиторов исключали из реестров только за то, что они не нравятся кому-то в АПУ, либо они каким-то образом не заплатили или не подсластили членам Палаты. То есть оценивается не конкретная работа человека, а какие-то другие вещи, абсолютно субъективные», - рассказывает в своем интервью юрист, глава общественной организации «Общественная палата аудиторов, юристов и экономистов» Мария Еремеенко. В силу своей юридической практики она часто общается с аудиторами и рассказывает о том, что в личных беседах они всегда жалуются на действия конкретных людей в АПУ.

Мы попробовали разобраться, так ли это и какие рычаги влияния позволяют членам Аудиторской палаты избавляться от неугодных аудиторов или аудиторских фирм.

Официальная статистика от самой же Аудиторской палаты подтверждает – количество аудиторов в Украине стремительно уменьшается. Так, в 2012 году было зарегистрировано 1609 аудиторских фирм и аудиторов-предпринимателей (считается по количеству сдавших отчетность). Но уже по итогам 2016 года – всего 1002.

При этом объем услуг субъектов аудиторской деятельности только возрастает. К примеру, в 2016-ом по сравнению с годом ранее объем услуг в среднем по стране увеличился на 12% - более чем на 75 млн грн.

Регулятор в лице Аудиторской палаты на сегодня имеет такие полномочия, когда каждый аудитор в стране зависит только от этого органа, а точнее конкретных лиц, представленных в нем. Здесь следует уточнить, что в АПУ входит 20 представителей: половина от государственных органов и половина от частных аудиторских фирм.

По словам Марии Еремеенко, аудиторы жалуются на то, что группа лиц в АПУ занимается вымогательством денег, лишает сертификатов за любое нарушение, выкидывает из реестров всех неугодных аудиторов. Если говорить о членах Палаты, представленных от частных аудиторских фирм, то чаще всего в жалобах упоминают представителей от «УПК-Аудит Лтд» и «Агентства по МСФО».

Не исключено, что такая зачистка рынка происходит в связи с принятием нового закона об аудиторской деятельности. На прошлой неделе парламент проголосовал за законопроект №6016 «Об аудите финансовой отчетности и аудиторской деятельность». До того, как он вступит в силу, на рынке могут остаться только те аудиторские фирмы, которые устраивают нынешних руководителей АПУ.

Контроль качества как основной механизм «зачистки»

В Аудиторской палате есть несколько механизмов давления на аудиторов. Самым мощным из них считается контроль качества.

Для аудитора контроль качества – это сертификат, который позволяет ему проводить обязательный аудит (обязательному аудиту подлежат акционерные общества, банки, инвестиционные компании, биржи, страховые компании, кредитные союзы, негосударственные пенсионные фонды, госпредприятия и др.). В структуре АПУ есть специальная комиссия по контролю качества, возглавляет которую член Палаты Екатерина Рафальская.

Наказание, как правило, предусматривает лишение аудитора сертификата либо приостановление его действия. Аудитор Алексей, который пожелал говорить инкогнито, рассказывает, что решения по результатам проверок контроля качества принимаются абсолютно субъективно. «За одни и те же нарушения кому-то дают предупреждения на неделю или месяц, а кого-то лишают сертификата. Все происходит слишком выборочно», - считает он.

Управляющий партнёр аудиторской компании PSP Audit Дмитрий Сушко решил лично принять участие в работе комиссии по контролю качества, чтобы изнутри разобраться, насколько объективно она работает. По итогам своего эксперимента он признает: «Объективность результата проверки вызывает большие сомнения по причине концентрации всех основных функций у члена профильной комиссии и непрозрачном алгоритме назначения членов профильной комиссии на проверки».

После того, как аудитор лишается сертификата, он лишается также клиентов, которых тут же «подбирают» другие участники рынка. Срок действия каждого сертификата – пять лет. Чтобы получить новый сертификат, аудитор должен ждать окончания данного 5-летнего срока и заново сдавать полный экзамен.

Человек один – должностей много

Отдельного внимания в работе Аудиторской палаты заслуживает уже упоминаемая Екатерина Рафальская. Она является одним из десяти представителей в АПУ от государственных органов, а именно от Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР). Больше всего вопросов в аудиторов возникает по поводу ее неограниченных полномочий.

Вот пример. Е.Рафальская пишет обращения в Аудиторскую палату от Нацкомиссии по ценным бумагам для проведения внеплановых проверок аудиторских фирм. По факту получается так, что эти обращения она пишет сама себе. Поскольку в Аудиторской палате она же возглавляет комиссию по контролю качества, реагирует там на свои же обращения, назначает и проводит проверки аудиторов.

Дальше больше. Та же Рафальская в Аудиторской палате является членом дисциплинарной комиссии, которая уже назначает наказание за нарушения стандартов контроля качества.

Но и на этом ее влияние не заканчивается. Она же имеет влияния на результаты экзаменов по повышению квалификации аудиторов. По сведениям участников рынка, Рафальская передает в Институт развития фондового рынка перечень аудиторских фирм, представители которых, по ее мнению, не должны сдать экзамен независимо от их знаний.

Таким образом, всего лишь один представитель государства имеет огромнейшие рычаги влияния на всю цепочку принятия решений на рынке аудиторских услуг. Мы пытались связаться с Екатериной Рафальской, чтобы понять ее позицию, но наши попытки не увенчались успехом.

Почему стала возможной такая ситуация в Аудиторской палате Украины? Дело в том, что АПУ считается независимым органом. Ни органы власти в Украине, ни правоохранители не имеют законных механизмов ее контроля или влияния на нее. Законодательные лазейки и позволили группе лиц захватить власть в этой отрасли. Теперь, очевидно, дело за самими аудиторами – насколько они сами смогут противостоять беспределу в АПУ и добиться объективности в работе этого органа.

Максим Бондаренко, Екатерина Гречко