Исковая предыстория

Первые слушания по иску Украины к России о нарушении Конвенции ООН о противодействии финансированию терроризма и о ликвидации всех форм расовой дискриминации Международный суд ООН в Гааге начал 6 марта. Несколько дней украинская и российская стороны приводили доводы в пользу своих точек зрения и вот, 19 апреля, МС ООН вынес свое решение. Украинскую позицию представляла заместитель министра иностранных дел Украины Елена Зеркаль. 

По первому иску суть требований сводилась к тому, что Российская Федерация дискриминирует сообщества этнических украинцев и крымских татар. Киев просит МС ООН обязать РФ немедленно прекратить политику культурной зачистки в оккупированном Крыму; восстановить права Меджлиса и лидеров крымскотатарского народа; прекратить похищения, убийства, обыски и аресты крымских татар; возобновить работу крымскотатарских и украинских СМИ в оккупированном Крыму; восстановить там обучение на крымскотатарском и украинском языках. Также Украина просит суд обязать РФ в полном объеме компенсировать возмещение ущерба всем жертвам "культурной зачистки и дискриминации" в оккупированном Крыму.

"Российская Федерация осуществляет внешнюю политику без учета уважения к правам человека. Украина считает, что российской стороной были осуществлены нарушения прав украинских граждан. РФ нарушила международное право и злоупотребляет правами человека, оказывая помощь незаконным вооруженным формированиям на территории Украины, а также в оккупированном Крыму занимается культурным нивелированием. Украина сталкивается с таким поведением уже третий год", – заявила  Зеркаль, выступая в начале марта на заседании МС ООН.

Во втором иске Украина просила суд признать Россию виновной в поддержке терроризма и не принятие мер по предотвращению его финансирования. В связи с этим требования сводились к тому, чтобы суд МС ООН обязал РФ немедленно прекратить поддержку незаконных вооруженных формирований; вывезти оружие, которое было предоставлено так называемым "ДНР", "ЛНР", прекратить поставки вооружения, имущества, а также запретить финансовую поддержку самопровозглашенных властей  на временно неподконтрольной Украине территории Донбасса; обязать РФ полностью выплатить компенсацию семьям погибших на рейсе МН17. 

Полтора решения

Сегодняшнее заседание суда было посвящено процедурным вопросам. МС ООН должен был решить – все ли доводы, аргументы и обоснования соответствуют критериям исков, которые являются предметом рассмотрения этого суда. Зачитывал решение судья Ронни Абрахам. 

Суд констатировал, что Украина пыталась урегулировать с Россией проблемы, которые стали предметом исков. "В  тоже время достигнуть положительного результата на момент подачи иска не удалось. Противоречие невозможно было решить с помощью переговоров", - констатировал судья Абрахам, заявив, что процедурных препятствий для рассмотрения судом в Гааге украинских исков нет. 

Разница в судьбе украинских исков только одна. Если по "крымскому" иску суд решил вынести обеспечительное решение, то по "террористическому" – нет.  Из зачитанного судьей решения следовало, что Украина не смогла соблюсти требования к доказательной базе и не привела убедительных фактов финансирования "ДНР" и "ЛНР" со стороны РФ. 

"Исходя из анализа практики Международного суда в Гааге, то он никогда не принимал решения в сложных делах, которое бы удовлетворяла на 100% требования одной из сторон. Так и произошло в нашем случае, - заявил РБК-Украина юрист-международник Владимир Василенко, который входил в коллегию судей Международного трибунала по бывшей Югославии (2001-2005 гг). -  Суд отказался принимать решения по временным мерам по выполнению Конвенции по борьбе с финансированием терроризма из-за того, что Украина не предоставила достаточных доказательств о нарушении данной Конвенции со стороны России. Например, надо было конкретно указать - какие террористические организации там существуют, а также государство должно было собрать неопровержимые доказательства, какую именно помощь со стороны России эти террористические организации получали. Но этого, очевидно, не было сделано".

В свою очередь бывший министр иностранных дел Владимир Огрызко (2007-2009), предлагает "не делать трагедии" из того, что по одному из исков не было вынесено обеспечительное решение. "Или мы имеем дело с недостаточно аргументированной, так сказать, базой с нашей стороны, или имеет место определенное нежелание суда втягиваться в конфликт. Такое тоже нельзя исключать, - заявил РБК-Украина Владимир Огрызко. - Но если идет речь о варианте первом, то у нас еще есть возможность для того, чтобы ситуацию исправить и предоставить дополнительную информацию, которая позволит суду принять адекватное решение. Международный суд в Гааге очень сбалансированный суд. Я думаю, что мы должны просто больше поработать и дать больше аргументов, которые убедят суд в том, что действительно есть финансирование террористических организаций, каковыми  являются ДНР/ЛНР". 

В тоже время претензий к доказательствам, которые подтверждают нарушение прав человека в Крыму, у суда не было. В связи с этим, еще до рассмотрения исков по сути МС ООН призвали Российскую Федерацию отменить запрет крымско-татарского Меджлиса и гарантировать права крымских татар и украинцев на территории полуострова. Помимо этого суд призвал "гарантировать справедливое использование украинского и крымско-татарского языков" в Крыму. "Суд считает, что в связи с ситуацией в Крыму Российская Федерация должна, до принятия окончательного решения по делу, воздержаться от сохранения практики или наложения новых ограничений на деятельность крымско-татарской общины, в том числе на его представительский орган Меджлис. Кроме того, Россия Федерация должна обеспечить образование на украинском языке", - говорится в сегодняшнем решении суда.

"То, что иски признаны подпадающими под юрисдикцию Международного суда ООН – это уже победа. Во-первых,  Россия признана стороной конфликта на Донбассе. Во-вторых, суд принял решение о введении временных, дополнительных мер. Что будет, если эти меры не будут исполняться? Это повлияет на решения суда по сути. России не удастся скрыть невыполнение мер по Крыму – у нас "длинные руки", мы все видим и фиксируем. Поэтому, в случае игнорирования Россией этих временных мер, мы можем апеллировать к суду. Это дает большие плюсы, в том числе и для введения новых санкций в отношении России", - заявил РБК-Украина замглавы парламентского комитета по вопросам прав человека, нацменьшинств и межнациональных отношений Георгий Логвинский ("Народный фронт").

Кроме этого, суд отдельным пунктом (№104) напомнил Украине и России о необходимости совместного выполнения ранее достигнутых "Минских соглашений". "Что касается ситуации на востоке Украины, то суд напоминает, что Совет Безопасности ООН в своей резолюции 2202  одобрил "Пакет мер для реализация Минских соглашений…  Суд ожидает, что стороны, путем персональных и совместные усилий будут работать до полного выполнения этого "пакета мер" с целью достижения мирного урегулирования конфликта в восточных регионах Украины", - говорится в решении. 

В Украине довольны решением Международного суда ООН. "Мы ожидаем, что Российская Федерация безотлагательно и в полной мере будет исполнять решение суда и прекратит нарушение международного права по отношению к Украине", - написала на своей странице в Facebook Елена Зеркаль. - Мы продолжаем тщательно готовиться к слушаниям по сути, чтобы окончательно доказать сознательное и дерзкое нарушение Российской Федерацией норм международного права".

  (function(d, s, id) { var js, fjs = d.getElementsByTagName(s)[0]; if (d.getElementById(id)) return; js = d.createElement(s); js.id = id; js.src = "//connect.facebook.net/uk_UA/sdk.js#xfbml=1&version=v2.3"; fjs.parentNode.insertBefore(js, fjs); }(document, 'script', 'facebook-jssdk'));

Міжнародний Суд ООН визнав обґрунтованість позиції України та зобов’язав Російську Федерацію вжити заходів для припиненн...

Опубліковано Lana Zerkal 19 квітня 2017 р.

В свою очередь министр юстиции Павел Петренко уверен, что после решения МС ООН, помимо политиков, нарушение прав человека со стороны РФ теперь признают и  международные судебные структуры. "Такие решения очень важны, потому что руководители, которые давали указания начать агрессию против Украины, не просто уйдут со своих должностей, отныне им придется ответить за свои действия в соответствии с международным законодательством без сроков давности», - подчеркнул Павел Петренко.