"Закон Савченко" в цифрах

Разговоры о необходимости внесения изменений в "закон Савченко" ведутся в течение последних трех-четырех месяцев. Однако на днях в правительстве предоставили этой теме особой огласки. Премьер-министр - Владимир Гройсман - в эфире телеканала ICTV заявил о необходимости уже в ближайшее время отменить или внести изменения в "закон Савченко". Гройсман апеллировал к фактам повторно совершенных тяжких преступлений - изнасилований, убийств, краж - лицами, которые досрочно оказались на свободе, благодаря нормам этого закона. "Представленный одной фракцией закон, по имени одного народного депутата, позволил десяткам тысяч преступников выйти сегодня на свободу. И вы посмотрите - изнасилования, убийства, грабежи - в большинстве своем, эти люди освобождены по, так называемому, "закону Савченко ". Поэтому, мы должны активизировать борьбу с бандитизмом", - заявил премьер.

Статистика Гройсмана несколько расходится со статистикой главы МВД, который на следующий день приобщился к "информационной кампании" премьера. Так, по словам Арсена Авакова, благодаря "закону Савченко" от дальнейшего отбывания наказания были освобождены не десятки тысяч человек, как заявил Гройсман, а 8,2 тысячи осужденных. Всего же в ведомстве говорят, что до конца года эта цифра вырастет до 34 тысяч. Повторно совершили преступления почти одна десятая из числа всех освобожденных - более 700 человек, из них 22 - совершивших умышленное убийство, 10 - за изнасилования, 66 - вооруженные разбои, 131 - грабежи. "И это - только уличенные, те кого удалось задержать. А, исходя, из текущей статистики раскрываемости, увы, минимум столько же остаются за кадром нашего внимания. Я за гуманизм, но против потакания рецидивистам. Мы не можем себе позволить в текущей ситуации быть либеральными к совершающим тяжкие преступления людям - это подрывает основы безопасности в обществе и провоцирует рост преступности", - написал на своей странице Facebook Арсен Аваков и обратился к депутатам, чтобы те немедленно вмешались в ситуацию и внесли правки в законодательство.

"По закону Савченко вышли какие-то там известные люди - Зварыч, Лозинский - не они беда. Они вряд ли пойдут на рецедив. Главная беда - это рецидивисты, которые не такие известные, не такие раскрученные, и наиболее плохо то, что это делается массово. В общество одновременно выходит большое количество людей и многие из них идут на рецидив. И это очень существенно влияет на общую криминогенную ситуацию", - заявил РБК-Украина глава пресс-службы МВД - Артем Шевченко.

О необходимости внесения поправок к "закону Савченко" говорил и генеральный прокурор - Юрий Луценко - еще в начале лета. Тогда Луценко предлагал, чтобы закон не распространялся на лиц, совершивших преступление повторно или тех, кто совершил особо тяжкое преступление против личности: умышленное убийство, изнасилование. Дальше разговоров - не пошло. Вчера, выступая на заседании парламентского комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности, предлагая скорректировать этот закон, господин Луценко заявил: "Эта корректировка будет и гуманной для тех, кто впервые попадает в тюрьму, и негуманной для тех, кто выбрал уголовную преступность как образ жизни".

Выбор надежды

Закон о внесении изменений в Уголовный кодекс Украины (относительно усовершенствования порядка зачисления судом срока предварительного заключения в срок наказания) №3413 Рада приняла еще в конце ноября прошлого года, когда сама Савченко была арестована в России. Им были внесены изменения в Уголовный кодекс Украины, которые предусматривают зачисление одного дня в следственном изоляторе (СИЗО) за два дня (в первой версии было за день) отбывания наказания в случае осуждения к лишению свободы в пределах того же уголовного производства, в рамках которого к лицу было применено предварительное заключение.

Автором закона является не только народный депутат фракции "Батькивщина", бывшая военнопленная - Надежда Савченко, - но и ее коллеги по фракции - Андрей Кожемякин и Иван Крулько, народные депутаты  Николай Паламарчук (БПП), Леонид Емец ("Народный фронт") и Олег Осуховский ("Свобода"). Так как Савченко находилась в российском СИЗО, то помогал ей готовить законопроект коллега по фракции - Иван Крулько. По словам народного депутата, законопроект был исключительно инициативой Савченко. Однако, ей предлагалось выбрать из двух вариантов. И именно второй вариант закона исключает возможность применения нормы "два дня за один" к осужденным, которые совершили особо тяжкие преступления против личности и против государства. Однако Савченко этот вариант отклонила.

Во фракции сегодня к Савченко относятся довольно прохладно. Коллегам не нравится и самостоятельность, которую проявляет бывшая летчица, и несогласованность позиций. "Ею манипулируют. Предлагают задуматься о президентском кресле. А она соглашается, потому что это - "должность, где не надо работать", - объясняет один из народних депутатов "Батькивщины". Поговаривают даже, будто Савченко уже задумалась о собственной политической силе.

Однако факт в том, что Савченко прогуливает депутатскую работу, и в течение двух недель работы пятой сессии Верховной Рады ни разу не явилась на заседание парламента (согласно данным письменной регистрации депутата). Больше не ходит депутат и на заседание фракции "Батькивщины". Коллеги говорят, что в последний раз она там была, когда "Батькивщина" летом праздновала победу на парламентских довыборах по двум округам. Именно тогда Савченко впервые негативно заговорила о "Батькивщине". Коллеги объясняют ее отсутствие в парламенте постоянными поездками за границу. Сейчас, по имеющейся информации, Савченко находится в США по приглашению американской стороны, а именно - общественных международных организаций Atlantic Council и Open Dialog. "Я думаю, ей вообще лучше сюда (в парламент - ред.) не ходить, учитывая ее внешний вид и поведение", - объясняет свою позицию еще один коллега Савченко.

Корректировать нельзя отменить

Позиция депутатов относительно необходимости принятия "закона Савченко" разделилась. Одни считают, что парламентарии действительно не доработали и ошиблись, когда голосовали за законопроект в версии, которая сейчас позволяет лицам, которые совершили особо тяжкие преступления против личности, досрочно выйти на волю. "Голосовали на волне революционной целесообразности, патриотических чувствах, что это первый законопроект (Савченко, - ред.), что надо поддержать человека в СИЗО. Никто не прислушивался к тем, кто про рациональное зерно говорил",- объясняет, почему в ноябре 2015 Рада проголосовала за закон, член фракции БПП - Валерий Карпунцов.

Другие не соглашаются, что закон привел к каким тяжелым последствиям и уверяют, что рано или поздно эти преступники отбыли свой срок наказания и скорее всего опять бы совершивших преступления. "Всегда, когда кто-то освобождается, есть угроза, что они будут совершать новые преступления. Но, вышли бы они раньше или позже, на оперативную ситуацию это не повлияло бы. А вопрос в том, что правоохранительные органы не работают. Они плохо работают с людьми, которые возвращаются из мест лишения свободы", - подчеркивает народный депутат - Николай Паламарчук (БПП).

Третьи считают, что инсинуацией вокруг "закона Савченко", власть хочет переложить со своих плеч на другие свои неудачи в реформе правоохранительной системы. "В стране ужасная криминогенная ситуация. К сожалению, так случилось, что реформы, которые произошли в правоохранительной системе, создали красивый фасад в виде патрульной полиции, которая не решает проблему борьбы с организованной преступностью, кражами. Когда они имеют такую ситуацию, то нужно было на кого спихнуть проблему, и легче всего найти некий закон, который вообще не касается этой сферы, мол, вышло большое количество", - утверждает народный депутат Иван Крулько.

Но факт заключается в том, что в ноябре прошлого года и действующий премьер-министр, спикер парламента - Владимир Гройсман, и фракция "Народного фронта", которую представляет в правительстве министр внутренних дел - Арсен Аваков, голосовали за "закон Савченко". "Правительство само проголосовал за это все. Гройсман голосовал "за", фактически весь "Народный фронт" проголосовал "за", а теперь (получается, - ред.) они сами себя критикуют. Тогда, пусть говорят, что они критикуют самих себя. А то они все на Савченко, которая, кстати, тогда сидела, пытаются скатить бочку вины", - возмущается народный депутат из "Батькивщины" - Игорь Луценко.

Он объясняет, что еще в феврале этого года вместе с внефракционным депутатом - Бориславом Березой -зарегистрировали законопроект, который бы уладил ситуацию. Депутаты предлагали дополнить Уголовный кодекс нормой, что "закон Савченко" не распространяется на лиц осужденных или тех, которые подозреваются в совершении тяжких или особо тяжких преступлений. Однако законопроект до сих пор не включили в повестку дня Рады.

Однако наибольшей до сих пор не урегулированной проблемой, считают депутаты, является вопрос, в каких условиях лица, в отношении которых ведется досудебное следствие, находятся в СИЗО и то, что следователи и прокуроры нарушают законодательство и удерживают людей в СИЗО в "нечеловеческих" условиях больше года. "Где, как правило, гражданин, который впервые попадает в те места, становится преступником? Что, на зоне? Преступником его делают в СИЗО. Он попадает в адськие условия, ему там прививают преступную психологию, ему там прививают соответствующую лексику - вот этот разговор "по фени". И уже от туда он выходит лицом, уже более приближенным к криминальному миру", - возмущается Крулько.

Над соответствующим законопроектом работает группа депутатов, в частности, и Леонид Емец. Так, законопроект предусматривает введение ответственности (административной и уголовной) следователей МВД и прокуратуры за то, что последние не передают после завершения одного года на проведение следствия дела в суд, и Пенитенциарную службу за необеспечение надлежащих условий пребывания лиц в СИЗО. Также законопроектом предлагается изменить "норму закона Савченко" - систему зачета срока пребывания в СИЗО в срока отбывания наказания. Так, депутаты предлагают, чтобы первый год пребывания в СИЗО вообще не брался в расчет, ведь это - отведенный законодательством срок на осуществление досудебного следствия. "Мы предлагаем градацию. Первый год точно не учитывается, потому что это - предусмотренное законом право на следственные действия. Второй год - на 35% будет сокращение срока пребывания заключения. Если больше, чем два года, то там будет половина", - объясняет Емец и добавляет, что законопроект появится в парламенте уже в ближайшее время.

Готовит свой законопроект и Министерство внутренних дел. И обещают, что уже в ближайшее время этот проект появится на правительстве. "Главной идеей изменений должна быть норма, которая исключила бы применение этого закона в отношении лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. То есть, мы не говорим "давайте отменим", хотя этот вариант тоже может быть. Мы говорим "давайте, по крайней мере, вот этих осужденных, в отношении которых вступил в законную силу обвинительный приговор, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, не будем включать под действие этой нормы", - объясняет руководитель пресс-службы МВД - Артем Шевченко - и добавляет, что до тяжких и особо тяжких преступлений против личности можно отнести умышленные убийства, умышленные убийства с отягчающими обстоятельствами, изнасилования, разбои с применением оружия, насилия, тяжкие телесные повреждения, повлекшие смерть. В МВД считают, что "закон Савченко" должен и далее применяться к лицам, которые, к примеру, совершили кражи или мошенничество.

Сказать наверняка, будут голосовать депутаты за правительственные поправки о лишении возможности лицам, которые совершили тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, пересчет срока отбывания наказания в двойном эквиваленте, еще не могут. Объясняют, что будут ждать, пока такой законопроект появится в парламенте. "Пусть вносят. Кто не дает? Я знаю одно - если человек сидит семь-восемь лет в СИЗО, - это означает, что что-то в деле не так", - подчеркнула депутат от "Батькивщины" - Александра Кужель.