На прошлой неделе европейские чиновники заставили понервничать украинцев, заявив о том, что вопросы предоставления безвизового режима для Украины и Грузии будут рассматриваться раздельно. В Украине в этом решении многие увидели оттягивание рассмотрения украинского вопроса. С чем связаны задержки в получении безвизового режима для Украины - в материале РБК-Украина.
Грузинско-украинское разделениеВ среду, 2 марта, Евросоюз решил рассматривать отдельно от Украины вопрос предоставления Грузии безвизового режима. Тогда докладчик Европарламента от Грузии Андрес Мамыкинс буквально заявил: "Хочу поздравить мой любимый грузинский народ. Вопросы Грузии и Украины официально разделены и тема визового режима для вашей страны будет рассматриваться отдельно".
Вместе с тем, Мамыкинс выразил надежду, что рано или поздно и Украина будет иметь безвизовое сообщение с ЕС, "так как это важно и для украинцев, и для европейцев, так же как для Грузии и всего Восточного партнёрства. Выделение вопроса Грузии на основании особого решения было принято вчера и будет опубликовано сегодня или завтра", - цитирует слова Мамыкинса интернет-издание "Грузия-Online".
Это заявление стало неожиданностью для украинских дипломатов, которые рассчитывали на совместное решение украинско-грузинского безвизового вопроса. Ведь ещё в декабре прошлого года и украинские, и европейские политики и чиновники уверяли, что со своей стороны Украина выполнила все обязательства, предусмотренные Планом действий по либерализации визового режима Украины с ЕС.
Более того, тогда официальный Брюссель обещал внести необходимые поправки в законодательство Европейского Союза, чтобы желанный безвизовый режим заработал на практике для украинцев уже в 2016 году. Так, в декабре 2015 года еврокомиссар по вопросам миграции, внутренних дел и гражданства Димитрис Аврамопулос заявил журналистам, что Европейский Совет и Европарламент могут открыть безвизовый режим для Украины через 3-7 месяцев. "От трех до шести, семи месяцев. Зависит от тех вопросов, которые остались. Не считайте это месяцами, а считайте действиями", - сообщил он тогда. Также Аврамопулос отметил, что все требования, которые были поставлены перед Украиной, были выполнены.
Обманывая ЕС, мы обманываем себяВ ключевом, третьем блоке Плана действий визовой либерализации (ПДВЛ) предусматривалось, что Украина должна принять законы, касающиеся борьбы с коррупцией, создать единый и независимый антикоррупционный орган, усилить координацию между органами власти, ответственными за борьбу с коррупцией.
На выполнении этих условий неоднократно настаивала Еврокомиссия и указывала их в своём отчёте о выполнении плана действий Украиной в декабре. Рекомендация в отчёте ЕК касалась запуска Национального агентства по предотвращению коррупции (НАПК), которое будет подчиняться правительству. Именно после запуска Нацагентства должно заработать онлайн-декларирование чиновниками своего имущества.
Однако вместо того, чтобы чётко следовать указанием ЕС, украинские парламентарии придумали интересную комбинацию: проголосовать за необходимую поправку по электронному декларированию, но отсрочить её полноценное вступление в силу до 1 января 2017 года.
О недопустимости такого сценария развития событий говорил ещё в начале февраля глава представительства ЕС в Украине Ян Томбинский. Он акцентировал внимание на том, что НАПК не может работать без соответствующих электронных деклараций.
Позже Томбинский выразил недовольство принятым Верховной Радой законом (№3755), которым парламентарии всё же отменили скандальную поправку. Тогда парламентарии отказались от переноса сроков декларирования доходов, но уголовная ответственность, при этом, за недостоверное декларирование была отсрочена до начала 2017 года.
Таким образом, депутаты "поменяли шило на мыло". Проблемы с электронным декларированием - это создание препятствия в полноценной работе агентства, а отсутствие действующего органа по борьбе с коррупцией - не может расцениваться в ЕС иначе, кроме как невыполнение Украиной части обязательств по либерализации визового режима и рекомендаций Европейской комиссии.
Поиск виноватыхНынешняя ситуация с очередной отсрочкой по предоставлению Украине безвизового режима с ЕС, разъединение в этом процессе Украины и Грузии, является вполне логичной и не связана с какой-то предвзятой позицией Европы в отношении украинского государства.
Грузия, например, чётко и своевременно выполнила все необходимые условия для либерализации визового режима. Так это при том, что некоторые эксперты и аналитики теперешнее руководство Грузии в Украине часто называют "пророссийским". Получается, что якобы "пророссийское" правительство Грузии, гораздо быстрее выполнило свои обязательства перед ЕС, чем украинская "проевропейская" коалиция в Верховной Раде.
Грузины, в отличие от своих украинских коллег, не придумывали различные юридические зацепки, чтобы как-то отложить выполнения безвизовых планов, обойти их или схитрить.
Не стоит также связывать всё, что происходит с безвизовым вопросом для украинцев, с референдумом в Нидерландах, который должен пройти 6 апреля. Это событие касается лишь Соглашения Украины об ассоциации с ЕС, и его организация связана с внутриполитическими причинами в Нидерландах и с традиционным евроскептицизмом, которое характерно для части голландского общества.
Не стоит в ЕС искать оправдания своим собственным ошибкам. Все ответы и разгадки кроются в Украине, конкретно - в кулуарах украинского парламента и правительства.
В наших рукахМасло в огонь подлило ещё недавнее заявление главы Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера, о том, что Украине "не светит" стать членом ЕС и НАТО в ближайшие 20-25 лет. Тем не менее, не нужно драматизировать излишне ситуацию. Украина как государство продолжает жить и развиваться.
Подобные посылы европейских чиновников являются чёткими сигналами украинцам, и прежде всего, украинским политикам о том, что не нужно играть с ЕС.
Европейский парламентаризм, и вообще вся европейская демократия имеет многолетнюю традицию и историю. Когда вступаешь в официальные отношения с ЕС, ты берёшь на себя определённые обязательства, которые нужно выполнять. Если по каким-то причинам ты не можешь выполнять свои обязательства, то тогда своих европейских коллег стоит предупредить, что это - невозможно.
Убедить европейцев, почему статья об уголовной ответственности за несвоевременную подачу электронных деклараций должна вступить в силу с 2017 года, а не с 2016 года - сложно. Для ЕС это не выглядит иначе, как попытка спрятать коррупционную составляющую в попытке чиновников до начала следующего года подготовится и скрыть свои активы и имущество.
Что делать Украине сейчас для получения безвизового режима? Остаётся два варианта. Первый. Если оставить всё как есть, и не принять необходимых поправок по электронному декларированию, то тогда минимум год безвизовый режим не заработает, а скорее всего, не начнёт функционировать до тех пор, пока скандальная поправка не вступит в силу.
Второй вариант: уже сейчас пытаться привести в соответствие с требованиями ЕС своё законодательство. Тогда остаётся большая вероятность, что Европейский совет всё же примет решение о введении безвизового режима с Украиной уже в этом году.
О том, что у Украины все еще есть шансы исправить ситуацию свидетельствует заявление пресс-атташе представительства ЕС в Украине Давида Стулика. В пятницу, 4 марта, он заявил, что представители ЕС совместно с украинскими политиками достигли компромисса по поводу принятия законов, необходимых для введения безвизового режима.
"Я могу раскрыть маленький секрет, что наши юристы, наши эксперты наработали на этой неделе с украинскими коллегами компромиссные решения этих спорных вопросов относительно электронного декларирования, список близких родственников, относительно базы, от которой чиновники должны будут давать эти декларации. Так что этот компромисс более-менее готов, увидим что будет в парламенте", - сказал Стулик.
По его словам, Евросоюз также назвал конкретные условия, которые необходимы для либерализации отношений с Украиной. "Наши эксперты сказали, какие условия и параметры этого решения или закона будут нас устраивать, и когда мы сможем их считать выполненными", - отметил он.
Сложившаяся ситуация - это хороший экзамен для украинских парламентариев на их демократическую и европейскую зрелость.