В конце января 2015 суд ЕС разморозил активы соратников экс-президента Виктора Януковича: Сергея Клюева, экс-премьера Николая Азарова и его сына Алексея, экс-вице-премьера Сергея Арбузова и экс-министра энергетики Эдуарда Ставицкого. В то же время Генпрокуратура настаивает на том, что санкции Европейского союза против бывших чиновников времен Януковича продолжают действовать. На каком этапе находится следствие по делам опальных экс-чиновников и какая ситуация с санкциями, корреспондент РБК-Украина беседовал с начальником управления спецрасследований Главного следственного управления ГПУ Сергеем Горбатюком.

РБК-Украина: В четверг суд ЕС разморозил активы Азаровых, Клюева, Арбузова и Ставицкого, таким образом, удовлетворив ходатайства этих лиц. Теперь они могут полностью распоряжаться своими активами?

Сергей Горбатюк: Нет. Суд принял решение об отмене санкций, применяемых с марта 2014 года по март 2015 года. Основной посыл - европейские организации не могут применять санкции к лицам на основании информации о начале уголовных производств. В 2015 году принималось решение о продлении санкций еще на год на основании новых материалов, предоставленных Генпрокуратурой.

Инфографика: политики, с которых ЕС снял санкции

РБК-Украина: О каких активах идет речь: недвижимости, ценных бумагах, счетах, суммах?

Сергей Горбатюк: В основном идет речь о блокировании счетов и денежных средств в долларах, евро и швейцарских франках. Обнаружено и заблокировано таких средств у 8 из 17 экс-чиновников на общую сумму около 300 млн долларов. Мы в ходе расследования получили решение украинского суда на арест счетов и направили его для выполнения за рубеж. Ответ пришел пока только в двух случаях. То есть иностранной стороной подтвержден арест в отношении счетов Сергея Арбузова и Юрия Иванющенко.

РБК-Украина: В решении суда, в частности, говорится, что лицо не может быть признано виновным в хищении активов только на основании того, что является субъектом расследования в третьей стране и без уведомления о конкретных обвинениях против данного лица. Говорит ли это о том, что в марте могут быть сняты все санкции не только с указаных экс-чиновников, но и Януковича с его соратниками?

Сергей Горбатюк: Суд сказал, что к лицу нельзя применять санкции, если только началось расследование. А санкции, которые устанавливались  - продлевались уже в 2015 году, на основании материалов, которые свидетельствуют о том, что лица привлечены к уголовной ответственности и есть данные, подтверждающие совершение ими правонарушений, не отменялись. Прокуратурой представлены все необходимые дополнительные документы, которые у нас просили для того, чтобы решать вопрос о продлении санкций. На год или полгода, на усмотрение Совета ЕС. Надеемся, что продлят. Материалы, на основании которых в марте 2015 года продлевались санкции, не только не исчезли, а и дополнились новыми фактами. Но это решение комиссии и за санкции голосуют все члены ЕС, поэтому прогнозировать мы не можем.

РБК-Украина: О каких дополнительных фактах, предоставленных Генпрокуратурой, идет речь?

Сергей Горбатюк: В отношении каждого санкционного лица предоставляется информация. На протяжении года по каждому из них по два, три и даже четыре раза предоставлялась информация в зависимости от того, какие новые факты получило следствие. То есть было одно подозрение или обвинение, потом появилось еще одно или новые дополнительные результаты расследования. Последний раз обновляли информация в начале декабря.

РБК-Украина: Можете конкретизировать, скажем, на примере экс-президента Виктора Януковича?

Сергей Горбатюк: У нас по Януковичу в 2014 году было начато одно дело. Когда продлевали санкции в 2015 году, то это уже было на основании двух дел. На сегодняшний день уже 7 уголовных дел. Первое было по "Укртелекому" (незаконное финансирование за сет средств госбюджета создания на базе "Укртелекома" специально выделенной линии спецсвязи, - РБК-Украина), потом - подозрение о завладении землями "Межигорья" и "Сухолучья". Потом ряд подозрений по противодействиям акциям протеста во времена Майдана, создание преступной организации, получение взятки при издании книг в донецком издательстве и подписание, так называемых, "драконовских законов" от 16 января.

РБК-Украина: Можно ли говорить, что предоставление новых фактов позволит наложить арест на счета, недвижимость и другие объекты за рубежом?

Сергей Горбатюк: Санкции это и предполагают, если бы недвижимость была найдена. Недвижимость была бы обездвижена, то есть наложен запрет на реализацию, а счета заблокированы.

РБК-Украина: Суд ЕС принял такое решение, потому что не имел достаточно доказательств от Украины? В материалах фигурировало только письмо от ГПУ о начале расследования преступлений.

Сергей Горбатюк: Нет. В суде, который принимал решения, Украина не рассматривалась, как ответчик. Рассматривались только жалобы указанных лиц и Еврокомиссии и Совета ЕС, который и принимал решение. Суд, в данном случае, определил правила, потому что в регламенте и законодательстве Евросоюза не было четко определено, как применяются санкции и какие четкие критерии их применения. Там общие правила, что соответствующие органы ЕС могут применять санкции. И на начало 2014 года не могло быть достаточно доказательств, потому что 22 февраля 2014 года Янукович убежал, а письмо Генпрокуратура направила 3 марта. В то время только были начаты расследования. И, как по мне, решение ЕС на то время было более политическим. Но суд ЕС определил, что необходимо, чтобы было больше юридического фактажа при принятии таких решений.

Инфографика: политики под санкциями ЕС

Инфографика: "нажитое непосильным трудом" и изъятое при обысках

РБК-Украина: Решение о продлении санкций в 2015 году также можно расценивать, как политическое?

Сергей Горбатюк: Нет, были предоставлены материалы и четко указано, кто в чем обвиняется. А нынешнее решение суда ЕС можно трактовать, что там, где есть материалы о совершении преступления и конкретные подтверждения, то санкции можно применять, но там, где есть сообщения о начале расследования, то налагать санкции невозможно. Хотя и продленные санкции также оспариваются бывшими чиновниками и по этому поводу, наверное, будет отдельное решение Европейского суда.

РБК-Украина: Вы сказали о том, что из 17 членов ближайшего окружения Януковича, к которым применены санкции, за рубежом найдены и заблокированы активы лишь у 8. А в случае снятия санкций, гарантированно останутся арестованными в рамках уголовного процесса только у двух - Иванющенко и Арбузова. Что по остальным, как продвигается процесс поиска?

Сергей Горбатюк: Мы подготовили и направили документы для ареста по остальным. Решение принимает украинский суд на основании ходатайства следователя, поддержанного прокурором, но когда решение отправляется в ту страну, где должен быть наложен арест, то, как правило, опять рассматривает возможность такого ареста еще и местный суд.

РБК-Украина: Когда Украина может рассчитывать на возвращение активов? В каком виде они могут быть возвращены и что для этого необходимо?

Сергей Горбатюк: Здесь вопрос законодательства. В настоящее время конфискация возможна по решению суда, когда уже есть обвинительный приговор в отношении лица.

РБК-Украина: То есть парламент должен вернуться к вопросу принятия процедуры заочного вынесения приговора и неотвратимости наказания экс-президента и его окружения.

Сергей Горбатюк: Да. Пока они в розыске дело в суд направить по большинству сейчас нельзя, как и конфисковать активы без вынесения приговора.

РБК-Украина: Где физически находятся все 18 человек из ближайшего окружения Януковича? С кем контактируют?

Сергей Горбатюк: Есть оперативные подразделения, которые осуществляют розыск и владеют этой информацией. Большинство разыскиваемых находится в Российской Федерации, двое, по некоторой информации, в Израиле, кто-то в Крыму.

РБК-Украина: В годовщину начала Революции Достоинства глава фракции БПП Юрий Луценко заявлял, что суды дали разрешение на заочное осуждение 6 из 8 соратников экс-президента Виктора Януковича. Что с этим процессом?

Сергей Горбатюк: Процесс заочного осуждения предусматривает завершение двух процедур: заочного следствия и заочного суда. Сейчас идет завершение процесса заочного следствия, после чего все будет передано в суд. Но по каждому производству, а в отношении этих лиц нужно смотреть отдельно, что влияет на завершение следствия.

РБК-Украина: Вручаются ли им повестки?

Сергей Горбатюк: При процедуре специального (заочного) расследования повестки не вручаются, потому что законодательством предусмотрено, что повестки публикуются в "Урядовом курьере". В этом специфика процедуры. Мы направляли документы в Россию об их экстрадиции. Они не отвечают.

РБК-Украина: Полное игнорирование со стороны РФ?

Сергей Горбатюк: В этом вопросе полное.

РБК-Украина: Луценко также говорил, что дело на Януковича будет подано в суд до декабря.

Сергей Горбатюк: Мы надеемся, что Верховная Рада примет законопроект, о котором мы выше говорили. Заочное осуждение по Майдану не можем начать, потому что Интерпол не объявляет в этих случаях (обвинениях в причастности к преступлениям на Майдане, - РБК-Украина) в международный розыск. На нынешнем этапе, по нынешнему законодательству это является основанием для начала заочной процедуры расследования. РБК-Украина: Интерпол отказывает объявлять в розыск по причине "политически мотивированного дела"?

Сергей Горбатюк: Они усматривают в этом признаки политических преследований.

РБК-Украина: В октябре Янукович подал иск в Европейский суд по правам человека против Украины за регулярное нарушение его прав. С какой позицией Украина выступает в суде?

Сергей Горбатюк: Конечно, мы будем предоставлять аргументы. Официальные документы о его требованиях и нарушении прав еще к нам не дошли.

РБК-Украина: На какой стадии дело экс-министра финансов Юрия Колобова? Когда можно говорить об экстрадиции?

Сергей Горбатюк: В Министерстве юстиции Испании говорят, что решения суда об отказе от экстрадиции, о чем писала пресса, нет. Как только оно к ним поступит, нам его сразу же отправят. Пока не будем сотрясать воздух построением версий наших действий, поскольку мы не знаем окончательного решения: то ли отказано в экстрадиции, то ли нет.

РБК-Украина: Если будет отказ, Украина может подать повторный запрос?

Сергей Горбатюк: Пока есть выдвинутое подозрение, пока человек разыскивается и есть решение украинского суда о задержании и доставке в суд, то естественно мы будем требовать его экстрадиции.

РБК-Украина: Экс-министр доходов и сборов Александр Клименко в видеообращении заявлял, что хочет вернуться в Украину. Ваши действия в таком случае? Такие же, как в случае с бизнесменом Дмитрием Фирташем - арест в аэропорту, о чем говорил министр МВД Арсен Аваков?

Сергей Горбатюк: Арест, так как есть соответствующее решение суда. И о таком решении оповещены правоохранительные органы - полиция, СБУ, а также пограничная служба. Он должен быть задержан и доставлен в суд в течение 36 часов.

РБК-Украина: Почему тогда не был задержан экс-министр образования Дмитрий Табачник, который также в розыске, но год назад приезжал на похороны своего соратника Михаила Чечетова, а также экс-глава СНБО Андрей Клюев. О приезде последнего в 2014 году писали СМИ.

Сергей Горбатюк: На то время, когда приезжал Табачник, ему не было выдвинуто подозрение. Сейчас оно уже есть, поэтому он уже может быть арестован. По Андрею Клюеву у нас таких официальных данных не было.

РБК-Украина: Установлена ли связь между пророссийскими боевиками и беглыми чиновниками? Кого с кем, потому что, например, при обыске подконтрольного Пшонке-младшему предприятия, были выявлены тротиловые шашки, магазины с патронами, газеты "Новороссия"?

Сергей Горбатюк: Мы (управление спецрасследований) сепаратистами не занимаемся. Это парафия СБУ. Мы проверяем влияние представителей России на события во время Майдана. Пока никому подозрений не выдвинуто, но этот вопрос отрабатывается.

Беседовала Наталья Непряхина

Инфографика: комментарии властей по поводу санкций ЕС и возвращения активов экс-чиновников в Украину