Очередной этап переговоров в нормандском формате уже сегодня состоится в Париже. Почти сразу после поездки в Нью-Йорк президент Украины Петр Порошенко, канцлер Германии Ангела Меркель, президент Франции Франсуа Олланд и Президент РФ Владимир Путин встретятся, чтобы подытожить выполнение Минских соглашений. На этот раз еще одной темой, которую каждая из сторон может попытаться использовать в своих целях, станет война в Сирии.
Четверо без СШАС самого начала переговоров относительно конфликта на Донбассе украинская сторона пытается привлечь США к переговорному процессу. Однако до настоящего времени сделать этого не удалось. Еще перед визитом ключевых европейских политиков в Нью-Йорк шли разговоры о том, чтобы перед встречей в Париже, провести еще одну встречу лидеров нормандской четверки во время Генассамблеи ООН. Украинцы надеялись, что поскольку такая встреча состоялась бы в Америке, то это позволило бы расширить формат и к переговорам могли бы присоединиться США.
Однако Путин на встречу в нормандском формате в Нью-Йорке не согласился. Более того, российский президент сократил свой визит с четырех дней до двух. Украинские дипломаты говорят: Путин отказался из-за того, что не хотел, чтобы США каким-то образом на эти переговоры влияли или даже к ним присоединились. Более того, в окружении украинского президента уверяют, что Путин боялся проводить переговоры в Нью-Йорке.
"Он отказался потому, что боится. Ему кажется, что там его будут прослушивать", - рассказал РБК-Украина собеседник из Администрации Президента.
В то же время, как отмечают украинские дипломаты, Россия стремится не только избежать расширения переговорного формата, но и сузить его до двусторонних переговоров. В частности, накануне встречи в Париже от российской стороны поступил запрос на двустороннюю встречу Владимира Путина и Петра Порошенко в рамках переговоров нормандской четверки.
"Будет ли встреча, зависит от украинской стороны", - сказал журналистам в четверг на брифинге заместитель главы Администрации Президента, дипломат Константин Елисеев.
Председатель украинской части межпарламентского комитета ассоциации Остап Семерак отмечает, что Россия таким образом пытается свести переговоры к двустороннему формату.
"Украина не должна на это соглашаться. Россия с самого начала стремится сузить все до двусторонних переговоров между Украиной и Россией", - заявил нардеп.
Сирийская карта ПутинаСегодняшние переговоры в Париже нельзя отделить от тех событий, что произошли в Нью-Йорке. Выступая на генеральной ассамблее ООН, Владимир Путин старался не вспоминать об Украине, акцентируя внимание на том, что именно сирийский, а не украинский вопрос сейчас самый главный и для Европы, и для Америки. Президент России призвал к созданию широкой антитеррористической коалиции. Подробнее совместные планы борьбы с ИГИЛ он должен был обсудить во время двусторонней встречи с Презиидентом США Бараком Обамой.
Но с "сирийской картой Путина" в Америке не сложилось. Во-первых, антитеррористическая коалиция уже существует с участием США, стран Европы и даже Австралии. Аналитик Института Евроатлантического сотрудничества Владимир Горбач уверен, что сегодня мировые лидеры не имеют потребности создавать новую коалицию, которую возглавит Россия.
"Думаю, что все участники уже существующей коалиции вряд ли согласятся на российское предложение. Возможно, России будет предложено присоединиться к ней, чего она сама себе не позволит", - отметил Горбач.
Во-вторых, Путин и Обама сразу не сошлись в том, что делать с действующим Президентом Сирии Башаром Асадом.
"Все не может вернуться в ту точку в которой было до начала конфликта после стольких жертв, к которым привели действия властей в отношении участников мирного протеста", - отметил Обама в своем выступлении на Генассамблее ООН. В США считают, что действующую власть должна изменить переходное руководство.
Тем временем, Путин в своем выступлении в Нью-Йорке отметил, что Асад должен остаться на своем посту. Фактически, встречаться с Путиным Обаму заставил только сирийский вопрос, после того, как российские войска высадились в Сирии и стали нести потенциальную угрозу для войск союзников антитеррористической коалиции.
Привлечение Путина к коалиции могло бы существенно улучшить ситуацию для России, превратив ее из изолированной (из-за конфликта на Донбассе и аннексии Крыма) страны в союзника Америки и Европы в борьбе с ИГИЛ. Но к предложению российского президента в ООН отнеслись скептически, и он спешно покинул Нью-Йорк.
Как подчеркнул Остап Семерак, в Нью-Йорке Путин пытался объединить сирийский и украинский вопросы, но ему дали четко понять, что это невозможно.
"Он эти вопросы пытался объединить, сделать так, чтобы их рассматривали в комплексе, однако потерпел поражение и поэтому, вернувшись в Россию, попытается усложнить ситуацию в Сирии. Российские бомбардировки должны были выглядеть так, будто они происходят по террористам, но в мире уже сориентировались в том, что Россия нанесла удары по мирным жителям. Это значительно усложняет ситуацию в Сирии, и от этого поток мигрантов в Европу только возрастет. Путин пытается таким образом давить на Европу", - заявил политик.
Следует добавить, что Путин уже заявил, что РФ допускает военную операцию против ИГИЛ на территории Ирака, если власти этой страны обратится с такой просьбой.
В свою очередь Константин Елисеев уверяет, что ситуация в Сирии никоим образом не повлияет на попытки остановить российскую агрессию на Донбассе переговорным способом. Впрочем, чиновник признает, что украинская сторона во время встреч в Нью-Йорке этот вопрос поднимала.
"Даже постановка такого вопроса вызвала улыбку у наших партнеров, потому что они даже озвучивать такие идеи не могут - это априори исключено. Поэтому, когда со ссылкой на определенные средства массовой информации этот вопрос поднимался, лидеры этих стран однозначно уверяли, что он даже не подлежит обсуждению", - пояснил Елисеев.
Напомним, что ранее в СМИ появилась информация о том, что "Америка разменяла Украину на Сирию". Но, как отметил Елисеев в комментарии РБК-Украина, если бы слухи о Сирии имели под собой основание, то никакой встречи в Париже не было бы.
"Если бы так было, то я думаю, что парижская встреча сегодня не состоялась бы. Но она состоится", - заявил чиновник.
Парижские ожиданияКлючевой вопрос, который сегодня будет обсуждаться в Париже - это выборы на территории оккупированного Донбасса. Как подчеркнул Елисеев, отмена фейковых выборов, назначенных боевиками, для Украины является "очень важным вопросом".
"В этом вопросе есть единая позиция Украины, Германии, Франции, и эта позиция была подтверждена в Нью-Йорке во время двусторонних встреч, соответственно, с президентом Франции и канцлером ФРГ. Мы завтра (в пятницу 2 октября, - ред.) посмотрим, насколько эта общая позиция будет услышана российской стороной", - отметил он.
Напомним, что вопрос подготовки местных выборов в некоторых районах Донецкой и Луганской областей содержится в четвертом пункте Минских соглашений.
В то же время Елисеев на брифинге ни слова не сказал о выполнения девятого пункта соглашений, который является едва ли не самым сложным из всех. Здесь речь идет о возвращении контроля украинской стороной над российско-украинской границей, которое должно начаться в первый день после проведения выборов и завершиться к концу 2015 г., при условии что будет выполнен п. 11. Кроме конституционной реформы в части децентрализации с особым порядком для части Донбасса, одиннадцатый пункт предусматривает принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мероприятиями, указанными в примечаниях.
А в примечаниях украинскую власть ожидает целый букет "радости": участие местных органов в назначении глав органов прокуратуры и судов, трансграничное сотрудничество с регионами РФ, создание собственной милиции и многое другое, на что центральная украинская власть согласиться не может.
Напомним, что во время голосования за изменения к Конституции в части децентрализации в первом чтении в президентской фракции "Блок Петра Порошенко" подчеркивали, что особый порядок отражен в соответствующем уже принятом законе, который будет действовать всего два года, однако как оказывается, согласно Минских договоренностей, невозможно вернуть контроль над границей без принятия постоянного закона об особом статусе части Донбасса. Следовательно, если процесс возврата контроля над границей и начнется, то Россия будет иметь все основания, чтобы его не завершить.
С другой стороны, в двенадцатом пункте Минских соглашений говорится о том, что обсуждение подготовки выборов должно происходить на основе принятого закона "О временном порядке местного самоуправления отдельных районов Донецкой и Луганской областей", где написано, что выборам должен предшествовать вывод войск и возвращение контроля над российско-украинской границей. Следовательно, небольшое поле для маневра у украинской стороны есть.
Дело в том, что Минские соглашения прописаны таким образом, что не дают достаточно аргументов одной из сторон конфликта, поэтому в рамках трехсторонней контактной группы происходил поиск компромисса и предлагались все новые и новые формулы. Одним из наиболее приемлемых оказался так называемый "план Мореля".
Украинская сторона согласование такого плана категорически отрицает. Президент Петр Порошенко отметил, что это была всего лишь одна из идей, которую в рамках работы контактной группы высказал модератор политической подгруппы французский дипломат Пьер Морель. Это предложение предусматривает принятие отдельного закона о выборах на оккупированной части Донбасса, который будет отличаться от избирательного законодательства на остальной территории Украины.
В то же время, понятно, что решение по выборам на оккупированной части Донбасса однозначно должно быть принято во время встречи в Париже. И если стороны не придут к согласию относительно другого решения кроме "плана Мореля", то будет принят именно он. И хотя этот документ после всех категоричных высказываний со стороны украинского президента и украинских дипломатов, уже точно не будет называться "планом Мореля", его суть не изменится.
Украинская играДо завершения года, а следовательно дедлайна выполнения Минских соглашений, осталось меньше трех месяцев. И уже сейчас понятно, что выполнять договоренности в полном объеме РФ не планирует. Причем, даже если бы Россия захотела выполнить все пункты соглашения, то не смогла бы этого сделать за неимением времени. Невыполнение же договоренностей может обернуться для России продолжением санкций уже в январе 2016 г. Возможно, поэтому Путин и пустил в ход "сирийскую карту".
Несмотря на то, что в Администрации Президента убеждают, что сирийский и украинский вопросы не связаны между собой, Константин Елисеев сообщил, что во время переговоров Украина будет настаивать на том, чтобы Госдума России отменила свое решение относительно разрешения российским войскам воевать за пределами РФ. Напомним, сообщение о таком решении Госдумы появилось сразу после возвращения Путина из Нью-Йорка, а первым следствием этого решения стало бомбардировки русскими мирных жителей в Сирии.
Остап Семерак не исключает, что действия РФ в Сирии не только не помогут России в переговорах по Донбассу, а могут обернуться для нее усилением санкций.
Впрочем, о последнем решении Госдумы России, разумеется, никоим образом не идет речь в Минских договоренностях, а следовательно, будет сложно из-за него продлить санкции против России в январе следующего года. Вместе с тем действиями в Сирии, а также вчерашним заявлением о возможной военной операции на территории Ирака, Путин, возможно, сдерживает США от влияния на ЕС с целью поддержки Украины.
Обернется ли "сирийская карта Путина" для него фиаско в "минской игре", будет зависеть от того, сможет ли Украина использовать ситуацию в Сирии в свою пользу. Вопрос в том, как Владимир Путин в Париже разыграет эту карту, и сможет ли Петр Порошенко найти, чем ее побить.