Уже в ближайшее время правительство может обнародовать порядок возмещения убытков собственникам автомобилей, которые были изъяты Национальной гвардией. Деньги придется ждать в порядке очереди.

Собирая документы

Кабинет министров Украины намерен принять порядок возмещения расходов и убытков, связанных с использованием военнослужащими Национальной гвардии транспортных средств физических или юридических лиц. Копия соответствующего постановления правительства имеется в распоряжении РБК-Украина.

Как следует из документа, порядок будет регулировать случаи, когда автомобили или суда изымаются для пресечения преступления, приезда к месту происшествия, ликвидации стихийного бедствия, сопровождения в лечебные заведения лиц, которые нуждаются в срочной медпомощи, для преследования правонарушителей и конвоирования их для передачи органам внутренних дел. Отметим, что транспортные средства могут изыматься только на срок, который необходим для выполнения этих функций. В случае отсутствия вышеперечисленных ситуаций, представители Нацгвардии изымать транспортные средства не имеют права.

Расходы и убытки, связанные с использованием автомобилей Нацгвардией, будут выплачиваться собственникам из средств статей госбюджета, закрепленных за Нацгвардией.

Для того, чтобы при требовании выплаты компенсации доказать, что транспортное средство использовалось военнослужащими Нацгвардии, собственникам автомобилей необходимо получить от них акт временного использования транспортного средства. Если автомобиль необходим срочно, то военнослужащий должен выдать собственнику карточку временного использования машины. Формы акта и карточки должно будет утвердить МВД.

Чтобы получить компенсацию, собственник автомобиля должен будет подать в органы Нацгвардии заявление о возмещении расходов и убытков, копии акта или карточки использования транспортного средства, документов на право собственности и документов, подтверждающих расходы и убытки.

Дабы определить размер расходов и убытков, собственнику автомобиля необходимо будет за свой счет провести экспертную оценку использованного, поврежденного или уничтоженного транспортного средства. Причем, в результате Нацгвардия должна будет компенсировать и расходы на такую оценку.

Рассматривать вопросы компенсаций будет постоянно действующая комиссия при Главном управлении Нацгвардии. Они будут выплачиваться в порядке очереди подачи заявления. Примечательно, что конкретные сроки рассмотрения заявлений в проекте постановления не указаны.

Очередное правило

Отметим, что это уже не первый документ, которым правительство устанавливает или обновляет правила, по которым транспортные средства могут изыматься у их собственников для нужд Минобороны или Нацгвардии, а также определяет порядок выплаты компенсации за причиненный в результате изъятия ущерб.

Так, в июне, Кабмин своим постановлением принял обновленную версию Положения о военно-транспортной обязанности. Оно определяет порядок выполнения военно-транспортного долга для удовлетворения потребностей вооруженных сил и других законных военных формирований в особый период транспортными средствами, их возвращение во время демобилизации и компенсации ущерба.

Тернистый путь

Примечательно, что не все ведомства согласовали проект порядка возмещения убытков собственникам автомобилей, которые были изъяты Национальной гвардией. В этот раз помехой оказалось Министерство финансов. В своих замечаниях оно пожаловалось на то, что МВД не предоставило финансово-экономических расчетов объемов расходов на выплату компенсаций. В связи с этим Минфин предложил МВД подсчитать фактические случаи привлечения Нацгвардией автомобилей и судов, средний уровень повреждений в расчете на год, а также изучить международный опыт по этому вопросу.

В ответ на это МВД сообщило, что предоставить расчеты невозможно, потому что отсутствует правоприменение по вопросам использования военнослужащими Нацгвардии автомобилей физ- и юрлиц. Как следствие, у МВД нет статистики по этому вопросу, в том числе в пункте возмещения расходов и убытков за их использование или повреждения.

Впрочем, судя по сопроводительным документам к проекту, позже Минфин снял свои замечания.

Поводы для беспокойства

Партнер юридической фирмы "Анте" Андрей Гук считает, что собственнику, который столкнется с необходимостью требовать компенсацию от Нацгвардии по этому порядку, будет непросто ее получить.

Примерно такого же мнения придерживается управляющий партнер "Адвокатского бюро Юрия Котлярова" Юрий Котляров.

"Уверенности в эффективности и, тем более, реалистичности получения адекватных компенсаций, у меня нет", - отметил он.

К сожалению, сама процедура определения размера компенсации и убытков не до конца остается ясной и прозрачной, пояснил Юрий Котляров.

"Нет однозначности - что именно понимается под расходами и убытками в контексте данного постановления Кабмина. Сохраняются риски того, что собственник транспортного средства, особенно уничтоженного, не сможет произвести оценку его рыночной стоимости, поскольку для эксперта автотехника необходимо произвести его осмотр", - подчеркнул он.

В свою очередь Андрей Гук указал еще на несколько неопределенностей, которые содержит документ.

"К примеру, порядок предусматривает, что постоянная комиссия Нацгвардии имеет право инициировать проведение служебного расследования изъятия автомобиля. Если оно покажет, что военнослужащий незаконно изъял машину, то Нацгвардия имеет право отказать в компенсации, после чего собственнику придется уже самостоятельно требовать компенсацию с военнослужащего", - отметил партнер юрфирмы "Анте".

По его словам, это позволит Нацгвардии или затягивать время выплаты возмещения, или вообще отказывать в нем.

Кроме того, уверен Андрей Гук, одна из норм порядка возмещения может привести к злоупотреблениям или отказам в компенсации. Ведь чаще всего автомобили будут изыматься в экстренных случаях, когда нет времени для составления детального акта изъятия, в котором будут указаны уже имеющиеся повреждения автомобиля, говорит он. В этих случаях будут выдаваться карточки, в которые сложно быстро вписать все повреждения.

"Если после возвращения автомобиля собственнику он потребует компенсации, то экспертиза сможет установить только имеющиеся повреждения, но не то, получила машина их до изъятия или после. Как следствие, это может привести к злоупотреблению - к примеру, будут выплачиваться компенсации собственникам автомобилей, которые уже имели какие-нибудь, допустим, царапины, или, наоборот, Нацгвардия будет отказывать в выплатах, мотивируя это тем, что царапины были уже до изъятия. Поэтому стоит обязать вписывать в карточки изъятия хотя бы краткую информацию о повреждениях", - отметил Андрей Гук.

По его мнению, чиновникам следовало бы пойти по другому пути и определить порядок выплат с помощью страховых компаний.

"В перечень выплат по обязательному страхованию ответственности автовладельцев стоило бы включить норму о том, что ее действие распространяется и на ущерб, который может привести изъятие автомобиля Нацгвардией", - объяснил Андрей Гук.

В таком случае, по его словам, собственник автомобиля напрямую получил бы выплату от страховой компании, а она бы уже сама разбиралась с получением компенсации от Нацгвардии, в частности, проводила бы экспертизы.

И, наконец, поскольку осуществление выплат за изъятые транспортные средства будет производиться в порядке очереди и в рамках бюджета, выделенного ведомству, существует риск невыплаты компенсации, например, в связи с отсутствием средств, отметил Юрий Котляров.

"Альтернативные источники возмещения в случае отсутствия средств в бюджете по данной статье порядком не предусмотрены", - посетовал он.