Заместитель председателя Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Андрей Магера - фигура достаточно легендарная. В свой первый год работы в ЦИК, будучи еще просто членом комиссии, он отличился тем, что 24 ноября 2004 года не подписал протокол о победе на выборах Президента Виктора Януковича. В июле он раскритиковал новую редакцию закона "О местных выборах", отметив, что за его основу взят соответствующий российский закон, по которому в 2011 году избиралось законодательное собрание Санкт-Петербурга.

В интервью РБК-Украина Андрей Магера как всегда весьма категоричен, но осторожен в высказываниях. Он выступил категорически против того, чтобы вообще не проводить выборы в Донецкой и Луганской областях, но в то же время подчеркнул, что это касается только территорий, подвластных официальному Киеву. Выборы же в т.н. ДНР и ЛНР, уверен Магера, не будут признаны никем в мире.

Кроме того, заместитель председателя ЦИК считает, что менять членов комиссии накануне местных выборов почти нет смысла. "Как по мне, более эффективно было бы уже завершить избирательный процесс, а потом пусть парламент с Президентом возвращаются к этому вопросу и его решают", - сказал, в частности, в интервью РБК-Украина заместитель председателя ЦИК Андрей Магера.

РБК-Украина: Как вы оцениваете новый закон "О местных выборах", который недавно подписал Президент Петр Порошенко?

Андрей Магера: В газете "Голос Украины" официально опубликован закон "О местных выборах". 8 августа вступил в силу новый законодательный акт, который будет регулировать вопросы проведения местных выборов в Украине. Речь идет о выборах депутатов Верховной Рады АР Крым, депутатов местных советов, сельских, поселковых, городских голов и старост сел и поселков.

Об этом законе все очень много говорили. Но надо отметить, что заявленная там пропорциональная система с открытыми списками не является таковой.

Избирателю не дается выбор относительно кандидатов отдельно взятой партии. Фактически, в территориальном округе избирателю навязывается один единственный кандидат от партии. И избиратель имеет возможность голосовать за партию и одновременно голосовать за навязанного партией кандидата в этом территориальном округе, или голосовать за другую партию - вместе с навязанным кандидатом в территориальном округе от другой партии.

Самовыдвижение возможно только на выборах депутатов сельских и поселковых советов, а также на выборах сельских, поселковых, городских голов и старост. То есть, пропорциональная система применяется на выборах депутатов Верховной Рады Крыма, депутатов областных советов, городских советов и районных в городах советов.

Зато, кандидаты в сельские, поселковые советы выдвигаются альтернативным способом: местными организациями партий или путем самовыдвижения. Такой же механизм относительно выборов сельских, поселковых, городских голов и старост деревень и поселков.

РБК-Украина: Согласно новому закону, кандидаты не могут одновременно баллотироваться в нескольких советах одного уровня.

Андрей Магера: Да. Один и тот же кандидат не может баллотироваться, например, в Житомирском областном совете и Львовском областном совете.

Но он может баллотироваться одновременно в советы разных уровней. Ничто не запрещает одному и тому же кандидату баллотироваться в Житомирский облсовет и одновременно в Житомирский горсовет.

Однако, есть один нюанс: одно и то же лицо не может баллотироваться и в областной и в городской советы от разных политических партий. Это должна быть одна и та же политическая партия.

Или, например, человек путем самовыдвижения может идти в сельский совет и одновременно быть выдвинутым партией в областной совет.

РБК-Украина: На выборах мэров возможно самовыдвижение. Не случится ли так, что, например, в столице у нас будет около сотни кандидатов?

Андрей Магера: Теоретически - может быть аномально большое количество. Вместе с тем, является фактическое ограничение в виде денежного залога.

Но это тоже не является абсолютным препятствием. Это препятствие не является настолько эффективным, чтобы не пропустить туда каких-то случайных людей, а тем более - технических кандидатов.

В законе сказано, что залог для кандидата на должность городского головы должен быть из расчета четыре размера месячной минимальной зарплаты на каждые 100 тыс. избирателей соответствующего одномандатного избирательного округа. В Киеве сегодня более 2 млн 132 тыс. избирателей. То есть, залог для кандидата в мэры столицы составит 103 тыс. 914 грн. Всякие "городские сумасшедшие" вряд ли смогут дать такие деньги.

Но есть такие люди, которые любят сам процесс. Они понимают, что они никогда не станут (городским головой, - РБК-Украина), но им интересно, чтобы их по телевизору показали, написали о них в газете, чтобы о них говорили. 

Зато во Львовской области есть самый маленький город в Украине - Угнев, где проживает 731 житель. Там залог для кандидата составит всего 36 грн.

РБК-Украина: Исходя из принятого закона, участия скольких партий в выборах можно ожидать?

Андрей Магера: Это трудно сказать, никто эту цифру не назовет. Каждая политическая партия самостоятельно определяется, принимает решение - идти на местные выборы или нет.

Если партия принимает решение не идти на местные выборы, то любая местная организация этой партии не может выдвигать кандидатов. Зато, если партия в лице высшего уставного органа принимает решение об участии в местных выборах, тогда нужно, чтобы местные организации выдвигали кандидатов.

Но закон обязывает согласовывать выдвижение с центральными органами партии.

РБК-Украина: Но каким образом должно происходить это согласование? Или должен быть отправлен список кандидатов с подписью руководящего органа партии?

Андрей Магера: Во-первых, должно быть решение местной организации партии о выдвижении.

Во-вторых, должно быть дополнительное решение центрального органа партии, не обязательно высшего. Это может быть президиум, совет партии или лидер партии. Это может быть даже председатель партии, который будет принимать решение о согласовании.

Главное, чтобы для территориальной комиссии было решение, где видно, что лидер партии или какой-то уставный орган партии это согласовал.

РБК-Украина: Сколько средств предусмотрено бюджетом для проведения этих выборов?

Андрей Магера: Средства, заложенные в государственном бюджете, как субвенция местным бюджетам на проведение местных выборов, - 1 млрд 180 млн грн. Этих средств должно хватить для проведения местных выборов.

Данная сумма предусмотрена для проведения выборов на всей территории Украины, кроме Севастополя и Крыма, в том числе, и для всей территории Донецкой и Луганской областей. Там не везде пройдут выборы.

Например, в законе о местных выборах непонятно, почему записано, что выборы в Донецкий и Луганский облсовета не проводятся. Они предназначены, но не проводятся.

РБК-Украина: Кажется, есть перечень населенных пунктов в которых выборы не проводятся.

Андрей Магера: Было постановление Верховной Рады о перечне населенных пунктов, которые оккупированы. Зато закон говорит, что должен быть перечень административно-территориальных единиц, где выборы не проводятся. Такого перечня административно-территориальных единиц нет, потому что Верховная Рада его не приняла. И это серьезная для нас проблема.

ЦИК сейчас активно консультируется, мы проводим совещания с тем, чтобы ЦИК наиболее эффективно определился относительно тех местностей где выборы не будут проводиться.

РБК-Украина: То есть, именно ЦИК будет принимать решение о том, в каких населенных пунктах Донбасса выборы не проводятся?

Андрей Магера: Фактически да. Потому что есть постановление Верховной Рады о назначении очередных местных выборов. В этом постановлении указано, что перечень административно-территориальных единиц, где выборы не состоятся, определяет ЦИК с последующим утверждением Верховной Радой.

РБК-Украина: И, если в каком-то населенном пункте Донбасса осложнилась ситуация, то вы дополнительно соберетесь на заседание и включите его в этот список?

Андрей Магера: Вполне возможно. Такое может быть даже во время хода избирательного процесса, ситуация где-то может измениться, а где-то могут боевые действия подвинуться.

РБК-Украина: В какой части Луганской и Донецкой областей-таки получится провести выборы?

Андрей Магера: Если брать и Луганскую, и Донецкую область, то там примерно одинаковый процент: одна треть избирателей проживает на территории, которая контролируется центральной украинской властью, и две трети проживают на оккупированных территориях.

РБК-Украина: Не было бы проще вообще пока отказаться от выборов в этих областях? Там действуют военно-гражданские администрации.

Андрей Магера: Я противник мнения, чтобы вообще не проводить выборы в Донецкой и Луганской областях. Украина, как государство, должна обеспечить существование как можно большего количества легитимных органов власти в Донецкой и Луганской областях.

Мне непонятно, кто такой Захарченко (Александр Захарченко, председатель т.наз. ДНР, - РБК-Украина), мне непонятно, кто такой Плотницкий (Игорь Плотницкий, председатель т.наз. ЛНР - ред. РБК-Украина). Но мне понятно, что такое местная рада, избранная на выборах, представители которой представляют интересы соответствующей территориальной общины.

Это легитимный орган власти, с которым должна считаться и центральная украинская власть. И этот фактор должны принимать во внимание также уважаемые международные организации и участники любых международных переговоров.

Идея не проводить выборы в Донецкой и Луганской облсовета и закрепить это в законе, как по мне, не что иное, как вредительство. Выборы в эти два областных совета реально провести даже при условии, когда большинство избирателей проживает на оккупированных территориях. Пропорциональная избирательная система предоставляет возможность сформировать на 100% состав областного совета.

Для примера, я хочу вспомнить ситуацию, которая была в 2008 году в Грузии. Центральная грузинская власть контролировала несколько сел на территории Абхазской Автономной Республики. С помощью жителей этих нескольких сел Грузия смогла сформировать Верховный Совет Абхазской Автономной Республики, как легитимный орган в глазах международного сообщества. Понятно, что после войны 2008 года даже и эти территории не контролировались уже грузинскими властями.

РБК-Украина: Когда в таком случае будут проводиться выборы в эти два областные советы?

Андрей Магера: Это вопрос уже к парламенту. Парламенту надо будет определяться с решением о проведении таких выборов в областные советы.

РБК-Украина: Ранее ходили слухи, что, якобы, выборы на этих территориях проводиться не будут, чтобы, в соответствии с Минскими соглашениями, провести их вместе с выборами на территории т. н. ДНР и ЛНР.

Андрей Магера: В соответствии с Минскими соглашениями, которых, как по мне, Украина строго придерживается, есть определенный перечень последовательных мероприятий. Если кто-то хочет вытащить четвертый пункт этого плана мероприятий и сказать: вот, надо проводить выборы, то не надо забывать, что перед ним еще три пункта, которые надо последовательно выполнять:

- отвод вооружения;

- закрытие границы;

- принятие всех мер для того, чтобы в нормальных условиях могли работать избирательные комиссии, чтобы СМИ могли там работать, чтобы политические партии могли свободно проводить свою агитацию.

Поэтому выдергивать только тему выборов и ставить их впереди телеги, как  по мне, - абсолютно неверный путь.

Украина в этом смысле является последовательной. И нет вины Украины в том, что в одностороннем порядке власти т. н. ДНР или ЛНР решили проводить какие-то мероприятия, которые они называют выборами. Они ни с кем этот вопрос не согласовывали, это самодеятельность.

И любые меры, которые они назовут выборами, не будут признаны, как выборы - ни Украинским государством, ни международным сообществом.

РБК-Украина: Как происходит подготовка этих местных выборов?

Андрей Магера: Принятие необходимых решений и нормативных актов во исполнение требований закона о местных выборах - не самая большая проблема, которая сейчас существует для ЦИК. Мы над этим начали работать не сегодня и не вчера. Подготовка длится с того дня, когда мы только получили текст закона, подписанного председателем ВР Владимиром Гройсманом.

Мы потихоньку уже начали к этому готовиться, наработали подавляющее большинство нормативных документов. Мы их не принимали только потому, что закон еще не вступил в силу. Мы это будем делать, начиная с понедельника, с 10 августа. Принятие этих решений - наименьшая проблема, которая существует.

Самая большая проблема будет существовать для территориальных  и участковых комиссий. Им надо изучить закон, а времени остается очень мало, им надо знать, как его применять. Надо брать во внимание тот фактор, что подавляющее большинство, если не почти все члены избирательных комиссий, территориальных и участковых, не имеет юридического образования.

Несмотря на это, мы рассчитываем на поддержку наших международных партнеров - представительство IFES в Украине (координатора проектов ОБСЕ в Украине). С помощью этих наших международных партнеров мы надеемся организовать обучение членов территориальных избирательных комиссий, чтобы максимально помочь им понять положения этого закона. Это тот максимум, который мы можем сделать.

К сожалению, есть очень мало времени, чтобы изготовить необходимое количество пособий, дополнительных материалов, чтобы люди могли разобраться на месте. Я не исключаю, что уже после создания избирательных комиссий мы будем вдогонку им эти материал отправлять.

РБК-Украина: Большая часть нагрузки во время проведения этих выборов ляжет не на ЦИК, а именно на территориальные избирательные комиссии.

Андрей Магера: Львиная доля полномочий будет у территориальных комиссий. ЦИК имеет довольно ограниченный круг полномочий. Это естественно, потому что это местные выборы.

ЦИК делает все для того, чтобы все территориальные избирательные комиссии одинаково понимали закон. Для этого мы утверждаем определенные формы документов, даем разъяснения, как применять закон. В отдельных случаях ЦИК рассматривает жалобы на бездеятельность территориальных комиссий.

А результаты объявляют соответствующие территориальные избирательные комиссии.

РБК-Украина: То есть, если сейчас изменится состав ЦИК, то это не очень скажется на проведении местных выборов?

Андрей Магера: Это может частично повлиять на выборы. Но во время избирательного процесса такие вещи, как правило, не делают. У Верховной Рады и у Президента было достаточно времени, чтобы решить кадровый вопрос относительно членов ЦИК сразу после президентских или парламентских выборов.

Как по мне, более эффективно было бы уже завершить избирательный процесс, а потом пусть парламент с Президентом возвращаются к этому вопросу и решают.

С одной стороны, я поддерживаю норму о том, что, когда у члена ЦИК истекает семилетний срок с момента назначения, он продолжает выполнять свои обязанности - потому что вакуума власти в стране быть не может. Если мы говорим об ответственной власти, ответственная власть должна с этого начинаться.

А с другой стороны, я считаю, что это должно быть уже сигналом для парламентских фракций и Президента договариваться по кандидатурам в состав ЦИК.

Беседовала Татьяна Шпайхер