Павел Костицын, специально для РБК-Украина

Подведение итогов уходящего года - не всегда простая, да и не особо приятная задача. Сложно смотреть с оптимизмом в будущее, когда приходится констатировать неутихающий военный конфликт, глубокое падение экономики, растущий госдолг и дефицит бюджета, ускорение темпов инфляции, стремительную девальвацию гривны и кризис в энергетической сфере.

Даже в Кабинете министров не отрицают, что падение ВВП по итогам 2014 года составит не менее 7%. С этим соглашаются и международные эксперты и аналитики: в агентстве Moody's уверены, что ВВП снизится за год на 8%, в МВФ чуть более оптимистичны - на 6,5%.

С индексом потребительских цен ситуация тоже не лучше: уже за 11 месяцев по данным Госстата темпы инфляции превысили 21%. Соответственно, по итогам года можно ожидать 22-25%. И это тоже вполне конкретный прогноз Национального банка.

Особенно учитывая девальвацию, к которой вплотную привязан рост цен. А ведь гривна с начала года ослабела на 100%. И в НБУ не дают особых надежд на ее укрепление, невзирая на то, что Кабмин выстраивает бюджет на средневзвешенном курсе в 17 грн/долл. На укрепление гривны нет ни ресурсов, ни действенных рычагов. Так, уровень золотовалютных резервов продолжает обновлять исторические минимумы, составив к началу декабря чуть более 14 млрд долл.

Разумеется, от столь негативных тенденций страдают и население, и бизнес. В частности, промпроизводство в январе-ноябре 2014 года, по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, сократилось на 10,1%. И за весь 2014 год мы вряд ли увидим темпы сокращения производства менее 10% - ведь только в ноябре его падение составило 16,3%.

В итоге имеем не только недобор в доходную часть бюджета (поступления в январе-ноябре 2014 года оказались на 6,8% меньше плана), но и диспропорции во внешней торговле. Даже невзирая на поддержку экспортеров девальвирующей гривной, внешнеторговый баланс за 9 месяцев 2014 года составил минус 3,6 млрд долл., в том числе, по товарам - минус 4 млрд долларов.

А если принять во внимание, что правительство ожидает и в 2015 году сохранение негативного платежного баланса на уровне 1,5-2,5 млрд долл., ожидать положительного сальдо по итогам 2014 года однозначно не стоит.

В то же время, если не сделать должных выводов, то и 2015 год вряд ли будет более простым. Несомненно, стране все также придется бороться за восстановление территориальной целостности, очистку системы государственных финансов и оздоровление банков, промышленности. Однако правильно вынесенные из 2014 года уроки позволят быстрее выкарабкаться из рецессии и ликвидировать ее последствия. Главное, подойти к усвоению этих уроков как можно серьезнее.

Дефицит госбюджета и долговая нагрузка

Виктор Пинзенык, член парламентского комитета по вопросам бюджета:

- Фундаментальная ценность бюджета - это его способность выполнять предусмотренные им же обязательства. Однако постоянное залезание в долги привело к тому, что украинское правительство не может брать в долг, а бюджетный дефицит достигает критических значений. Например, по итогам 2014 года он составит около 15% ВВП или свыше 200 млрд грн.

Да, представители Кабинета министров называют цифру в 68 млрд грн, но забывает сказать о 110 млрд грн дефицита "Нафтогаза". Забывают добавить 20 млрд грн, которые выделены на капитализацию банков, на возврат кредитов. А если вспомнить сотни законов, которые принимались десятки лет и не выполнялись, но их нормы все равно действуют, то мы выйдем на цифру публичных расходов в размере 66% ВВП.

Так что дефицит бюджета - это главный вызов, который стоит перед страной, и на который мы должны реагировать. Решает ли эту проблему представленный проект бюджета на 2015 год? Большой вопрос. Так, если посмотреть на заложенный объем дефицита в 64 млрд грн, он выглядит сравнительно небольшим.

Но в украинских реалиях нельзя оценивать дефицит как разницу расходов и доходов, поскольку большая часть издержек правительства осуществляется "за кассу". И эти издержки не отражены в бюджете. Например, в статье "финансирование по активным операциям" предусмотрено 88 млрд грн. Это и есть часть упомянутой кассы, за счет чего дефицит моментально вырастает до 152 млрд грн.

Кроме того, в проект внесены беспрецедентные статьи, которые позволяют правительству увеличивать расходы сверх объемов, предусмотренных Законом "О государственном бюджете". Соответственно, здесь тоже заложена угроза дальнейшего прироста дефицита.

При этом Кабмин де-факто превращает Национальный банк в департамент Министерства финансов. Хотя в украинском законодательстве есть прямая норма, которая запрещает монетарное финансирование дефицита бюджета, которое уже достигло 10% ВВП.

Так что правительство до сих пор не предложило решений, которые бы позволили сбалансировать бюджет. Есть лишь частичные косметические изменения в сфере доходов. Но не более того.

Энергетическая безопасность страны

Александр Паращий, руководитель аналитического отдела Concorde Capital:

- Проблемы, с которыми столкнулись украинская экономика и энергетика, пожалуй, самые сложные за 20 лет. Но если посмотреть на баланс мощностей, то очевидно, что угольная генерация все еще остается одной из самых важных. Соответственно, в данной ситуации нужно наращивать запасы угля. Ведь с похолоданием потребление электроэнергии увеличивается. Соответственно, если ударят морозы, то спрос на электроэнергию будет намного больше, и при существующем дефиците энергоносителей будут увеличиваться интервалы веерных отключений. Будут либо чаще отключать, либо на более длительное время.

Самый простой с технической точки зрения путь - это брать уголь на Донбассе, но насколько я понимаю, он сейчас неосуществим. Все остальные варианты могут рассматриваться как альтернатива. Брать уголь в РФ тоже не очень получается, Нам еще предлагали казахстанский уголь, но и он не очень подходит. Есть варианты закупки угля в Австралии, Южной Америке, Южной Африке, возможно, в Китае. Но как видим, решение пока что так и не найдено.

В идеале же нужно вкладывать деньги в переоборудование наших антрацитовых электростанций на то, чтобы они могли сжигать более универсальный уголь, который добывается на неоккупированной территории Украины. Или тот, который можно завозить из дружественных нам стран: Польши, Германии.

Дмитрий Марунич, директор Института энергетических исследований:

- Ключевые проблемы украинской энергетической отрасли сегодня - дефицит угля и связанные с ним веерные отключения. Проблема номер два - дефицит нефти и газа, который возрос сначала года в 8 раз.

Ситуация с тарифами, которые нужно повышать - проблема номер три. Но для их пересмотра государству нужно решить вопрос с субсидиями. А в нынешний реалиях потребуется большое количество денег, что вновь приведет к девальвации и отправит "Нафтогаз" по кругу существующих проблем (дефицит, долги и т.д.).

Кроме того ошибки при формировании газового баланса на зиму привели к тому, что теперь нам нужно произвести дозакупку почти 5 млрд куб. м.

В итоге, у нас есть два пути: закупать электроэнергию у РФ, либо уголь у нескольких стран (у той же России и где-то за океаном). Либо налаживать поставки из восточных областей, что неприемлемо для Киева по политическим мотивам, хотя с точки зрения экономики - это самый рациональный шаг.

Есть еще вариант - реконструировать теплоэлектростанции, которые работают на антраците, перевести на использование углей так называемой газовой группы. Это требует финансовых вложений и времени, но год - вполне реальная перспектива для такой реконструкции, которая позволит решить немало проблем с энергогенерацией.

Дерегуляция бизнеса и налоговая реформа

Оксана Продан, член парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики:

- Если говорить о системных изменениях, направленных на дерегуляцию, то в 2014 году их, к сожалению, не было. Лично для меня показательным стало то, как рассматривался законопроект №1655-VII "Об изменениях в системе регулирования экономики". Его суть заключалась в том, чтобы в течение года отменить десятки нормы, которые ограничивают бизнес. Закон не был принят, причем его не поддержала часть депутатов из демократических фракций. По моему мнению, это лучшая иллюстрация того, насколько трудно в наших условиях ликвидировать коррупционные барьеры.

Если говорить о налоговых инициативах правительства, озвученных в уходящем году, в таком виде они не имеют шансов на прохождение в парламенте. Основная задача сегодня - добиться того, чтобы привести предложения Кабмина в соответствие с тем, чего требует украинская экономика.

Например, на одном из заседании нашего комитета уже было принято решение рекомендовать Верховной Раде одобрить проект изменений в Налоговый кодекс в первом чтении. Но при условии исключения норм, касающихся бесспорного списания средств, ограничений по отнесению затрат на валовые расходы, возмещения НДС при экспорте зерна, а также в отношении налога на разницу между расходами и доходами физических лиц, налогообложения наследства, увеличения налоговой нагрузки на недвижимости и на пассивные доходы.

Поэтому и у депутатов, и у экспертов будет много работы между первым и вторым чтением. Но нет иных вариантов, кроме как выписать нормы таким образом, чтобы снять все барьеры, ликвидировать "схемы" и создать благоприятные условия для развития бизнеса. В первую очередь, малого и среднего.

Угрозы и риски для банковской системы

Дмитрий Гриджук, председатель правления банка "Хрещатик":

- Суть проблем, которые испытывает банковская система Украины, не меняется уже несколько лет.

В первую очередь - это сложности с кредитованием реального сектора экономики.

Во вторую очередь - хаотичные и непредсказуемые колебания курса гривны по отношению к иностранным валютам.

В третью - очередь вопрос ликвидности, связанный с капитализацией банков. Ну, и, конечно же, качество активов.

Но самая большая угроза - неопределенность в отношении будущего банков. Сегодня практически невозможно понять, какой банк может выстоять и дальше, ведет честную и открытую работу, а какой несет риски для своих вкладчиков, и уже завтра окажется неплатежеспособным.

Алексей Блинов, начальник аналитического отдела "Альфа-банк Украина":

- В 2014 году банковская система в полной мере ощутила на себе ухудшение макроэкономической ситуации, девальвацию гривны, отток вкладчиков и рост неплатежей по кредитам.

Например, с начала 2014 года отток вкладов из украинских банков составил 22%. Наиболее ощутимым было "бегство" валютных средств физических лиц, на уровне 40% с начала года. Всерьез вырос уровень проблемной задолженности, так как платежеспособность многих заемщиков из-за кризиса ухудшилась. В этих условиях банки стараются сворачивать кредитную активность за исключением наиболее перспективных направлений. К тому же, банки были вынуждены уйти из Крыма и зоны АТО, что также привело к потере ими немалой доли бизнеса.

Давление обстоятельств ощущают абсолютно все игроки - государственные и частные, иностранные и украинские, надежные и (особенно) ненадежные. В этих условиях крайне важно обеспечить гибкость банковской системы, ее способность самостоятельно реорганизовываться, не требуя при этом средств государства.

В этом контексте одна из насущных задач - трудности с очисткой кредитных портфелей и с выкупом активов у проблемных банков.

Решение данной задачи заключается в выработке и внедрении конструктивных решений в области налогового и прочего регулирования рынка банковских активов, особенно - в вопросах купли-продажи долгов, налогообложения продажи залогов, подходах к списанию безнадежной задолженности. Это позволит сократить госрасходы на выплаты вкладчикам проблемных банков, давая возможность банковской системе исцеляться самостоятельно.

Главный вывод, с которым банковская система входит в 2015 год, - экономическая ситуация остается очень сложной, нужно быть готовыми к любым событиям и работать над оптимизацией бизнеса в условиях сильного бремени внешних обстоятельств.

Пошлины на автомобили и цены

Олег Назаренко, генеральный директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров:

- В ближайшие 15 лет на пересмотр пошлин рассчитывать не стоит. Это огромная ложь, что Ассоциация с Евросоюзом что-либо изменит для покупателей. Автопром изначально "пробил" переходной период на 10+5 лет, во время которого пошлины меняться не будут. Это заложено в самом тексте соглашения, и не нужно верить тем, кто обещает якобы отмену сборов.

Поэтому и о снижении цен на новые автомобили можно говорить лишь при условии, что власти пойдут на сокращение налоговой нагрузки. Однако, еще с апреля 2014 года правительство на 100% увеличило акциз на авто, и пока что о его пересмотре нет информации.

Безусловно, мы будем бороться за отмену спецпошлин, или хотя бы уменьшить их размер, будем добиваться и отмены сбора в Пенсионный фонд. Но если эти попытки окажутся безуспешными, то цены останутся стабильными, а продажи - низкими.

Например, сейчас рынок новых авто по своему объему откатился на 15 лет назад (до 1999 года), когда в Украине не присутствовали представительства европейских автопроизводителей. И это очень опасная тенденция, поскольку при дальнейшем сокращении импорта года через 2-3 иностранные представительства могут задуматься об уходе.

Это мы видим на примере России, где рынок уменьшился только на 30%, а импортер Seat уже заявил, что с 2015 года компания намерена покинуть РФ. В Украине же только за 2014 год падение продаж составит почти 100% по сравнению с годом предыдущим.

Фото: Reuters.com