Автомобиль Toyota Land Cruiser Илдус хазрат Файзова был взорван на перекрестке улиц Мусина и Четаева, куда муфтий ездил для посещения одной из местных радиостанций. Отброшенный взрывной волной от машины духовный глава республики получил серьезные ранения. Сообщалось, что он скончался в больнице, однако позже эта информация не подтвердилась. Сейчас муфтий в сознании, его жизни ничто не угрожает. Медики диагностировали у муфтия перелом обеих ног, сообщили РБК в пресс-службе правительства Татарстана.
Одновременно был застрелен заместитель муфтия Якупов. По данным Следственного комитета России, его ранили возле одного из домов на улице Заря. Якупов смог добраться до своей машины, в салоне которой он и умер.
Сам Файзов сообщил, что взрыв в автомобиле прогремел в тот момент, когда он находился за рулем. "Я уже знал о покушении на Валиуллу Якупова, и, остановившись на светофоре, решил позвонить", - сообщил глава ДУМ РТ. "Я вовремя почувствовал первый слабый взрыв в передней части автомобиля и сразу выскочил из машины. Хорошо, что не был пристегнут", - отметил он.
По словам источника в правоохранительных органах региона, в настоящий момент подозреваемые в совершении покушения на Файзова блокированы под мостом через реку Казанку в центре Казани. По версии полицейских, потенциальные преступники могут иметь при себе взрывное устройство, на данный момент силовикам дано указание не приближаться к машине из-за опасности взрыва.
Президент Татарстана Рустам Минниханов полагает, что покушение на жизнь председателя Духовного управления мусульман Татарстана и убийство его заместителя связаны с их профессиональной деятельностью. "Руководители нашего ДУМ проводили политику традиционного ислама. Понятно, что существуют и другие течения, и произошедшее сегодня - явный вызов. Подробности установят правоохранительные органы, но я считаю, что покушения связаны с профессиональной деятельностью", - передает его слова пресс-служба МВД.
Президент подчеркнул, что руководство республики не откажется от курса на поддержку традиционного ислама. Можно заключить, что власти Татарстана рассматривают покушение как преступление, организованное ваххабитами, против которых активно боролись местные религиозные деятели.
Покушение на видного религиозного деятеля взбудоражило татарскую общественность. Прокуратура республики взяла на особый контроль расследование уголовного дела. Как отметили в правоохранительных органах, в настоящий момент отрабатываются все версии произошедшего, в том числе связанные с профессиональной деятельностью муфтия.
В свою очередь председатель Совета муфтиев России, шейх Равиль Гайнутдин направил специального представителя в Татарстан для оказания содействия в расследовании покушения на муфтия республики. Об этом в эфире радиостанции "Эхо Москвы" сообщил заместитель начальника Совета муфтиев России Рушан Хазрат Аббясов. По его словам, пока трудно делать какие-либо выводы о том, кто может стоять за преступлением. В то же время Аббясов отметил, что "подобного рода события воспринимаются мусульманской уммой как тревожные".
Он высказал мнение, что преступники ставили целью дестабилизировать ситуацию в республике, подорвать стабильность в Татарстане.
Между тем ряд СМИ указывают и другие, самые невероятные версии покушения на религиозных деятелей. Местные СМИ указывают, что паломники обвинили муфтия республики в захвате рынка религиозного туризма. Ранее Файзов взял под контроль продажу туров в Мекку и Медину, он ставил целью снижение стоимость цен на туры. Однако желанного понижения цен на хадж якобы не произошло. В итоге многие верующие стали возмущаться деятельностью религиозного деятеля, в его адрес даже было направлено коллективное письмо.
В Интернете активно обсуждается еще одна, на этот раз конспирологическая теория, согласно которой убийство и покушение на убийство могли устроить силовики, которые борются за внимание со стороны федерального центра. Ряд блогеров отмечают, что сейчас внимание власти приковано к Кавказу, где традиционно сильны радикальные течения ислама. Интернет-пользователи полагают, что татарские правоохранительные органы, желая привлечь внимание к региону, нуждаясь в звездочках и премиях, могли дестабилизировать ситуацию в Казани, дабы указать на "взрывоопасность" нынешней ситуации.