Подводная лодка была на глубине, когда на ее борту произошло нештатное срабатывание системы пожаротушения, и подводники не могли самостоятельно покинуть задраенные и загазованные отсеки, заявил высокопоставленный представитель Главштаба ВМФ России.

 

 

"Почему не все подводники воспользовались портативными дыхательными аппаратами - должна установить специальная комиссия", - сказал он.

 

 

По словам эксперта, на ремне у каждого подводника находится портативный дыхательный аппарат на случай возникновения ЧП на борту лодки: "Можно предположить, что подводники не заметили поступления газа, а когда почувствовали, было уже поздно".

 

 

По данным российских военных, на борту лодки в момент аварии было 208 человек, из которых лишь 81, - военнослужащие. В списках погибших - 11 сотрудников Амурского судостроительного завода, среди них члены комитета по сдаче, инженер отдела ядерной безопасности, другие сотрудники.

 

 

Авария могла быть следствием неоправданно высокой автоматизации на лодках такого типа и организационных проблем при проведении испытаний, считает бывший подводник, капитан первого ранга запаса, главный научный сотрудник института проблем морских технологий ДВО РАН Геннадий Илларионов.

 

 

"Эти лодки высокоавтоматизированные, имеют большое водоизмещение и при этом экипаж около 70 человек. На лодках военно-морских сил США такого типа экипаж вдвое больше. К сожалению, наши конструкторы в этом случае надеются на автоматику", - сказал он в интервью РИА "Новости".

 

 

Кроме того, отметил эксперт, причиной гибели людей на субмарине могла стать их слабая профессиональная подготовка, поскольку на АПЛ было очень много гражданских лиц, сообщает УНИАН.

 

 

Также, по словам Илларионова, авария может быть признаком системных проблем организации испытаний. "Лодка во время испытаний и передачи от производителя заказчику наиболее уязвима. В это время там находятся военные и гражданские специалисты, и такую массу народа очень тяжело организовывать", - сказал эксперт.

 

 

"Во времена СССР мы в течение года сдавали по три-пять подводных лодки, а сейчас одна лодка за пять лет. Люди забыли об осторожности и потеряли специальные навыки. К сожалению, мы потеряли кадры и драгоценный опыт в этой области", - добавил он.

 

 

По словам эксперта, "весь экипаж подводной лодки обязан не только постоянно иметь при себе персональное дыхательное устройство, но и уметь пользоваться ним - эти действия подводники доводят до автоматизма, дышать этим аппаратом можно на протяжении 20 минут".

 

 

Илларионов добавил, что количество людей, которые находились на подводной лодке во время испытаний, означает, что на каждой системе были как военные, так и гражданские специалисты.

 

 

"Не исключаю, у кого-то из гражданских не было ПДУ, а если и были, то ими не умели пользоваться", - сказал эксперт. Он объяснил, что ПДУ - система замкнутого дыхания, и если человек ни разу не пробовал ее, то в экстренном случае не сможет ею воспользоваться.

 

Украинская правда