"Суть проверки сводилась к тому, чтобы проанализировать все три тома каталога и определить, какие из опубликованных поддельных картин проходили через экспертный отдел галереи и получили заключения о подлинности", - рассказала Иовлева.
В каталоге "Внимание: возможно, подделка!" публикуется информация о картинах, которые были переделаны под произведения русской живописи 19 века и проданы в частные коллекции по ценам оригиналов. В общей сложности в трех томах было опубликовано 560 фальшивок. Независимый эксперт, работавший над изданием, выявил в них 80 поддельных полотен, которые Третьяковка признала подлинниками.
Презентуя третий том каталога, его создатели пообещали в следующем опубликовать список экспертиз, выданных галереей на фальшивки. В результате, генеральный директор ГТГ Валентин Родионов инициировал внутреннее расследование.
По словам Иовлевой, которая долгие годы курировала деятельность экспертного отдела ГТГ, в ходе расследования было обнаружено, что на 215 работ, опубликованных в каталоге, экспертные заключения были выданы в Третьяковке. При этом подделок, которые эксперты галереи признали подлинными, - 94.
Иовлева объясняет ошибки высоким качеством подделок, наполнивших рынок 6-7 лет назад. По ее словам, на момент проведения экспертиз сотрудники галереи не сталкивались в массовом порядке с фальшивками такого уровня. Поэтому им не с чем было сравнивать.
"Мошенники придумали очень хитрый ход - на европейских аукционах живописи они приобретали картины неизвестных западных мастеров, которые были написаны в том же
19 веке и типологически похожи на произведения русских живописцев. Они дописывали эти картины, подделывали подписи, но химический анализ, также как и визуальный, не смог определить фальшивку", - рассказала замдиректора.