Сейчас в Украина стала не только страной, в которую охотно ввозят наркотики из-за рубежа, а и местом производства синтетических наркотиков и даже экспортёром в другие страны.  Об этом заявил заместитель главы Службы безопасности Украины Валерий Пидболячный.

По его мнению, в Украине есть прекрасные возможности для этого: много высококвалифицированных химиков, доступность технологии изготовления синтетических наркотиков, в том числе и в сети Интернет, наличие потребительской базы, маркетинговые преимущества этих веществ. Пидболячный говорит, что на внутреннем наркорынке страны доминируют конопля и экстрагированный опиум, который делают из маковой соломки. Опиум один из самых доступных наркотиков, потому что стоит примерно от трёх до пяти долларов за дозу. Однако, это и один из самых низкокачественных наркотиков.

Валерий Пидболячный говорит, что готовый опиум в Украине продают, в основном, цыгане. Не отстаёт от опиума, в рейтинге наиболее употребляемых наркотиков в Украине, и конопля. В большинстве случаев в качестве наркосырья используют дикорастущие растения, но иногда каннабис выращивают даже в теплицах. Недавно, по словам Пидболячного, такую "ферму" обнаружили на Донеччине.

Что касается синтетических наркотиков, то СБУ фиксирует в Украине одиночные случаи организации кустарных нарколабораторий. Служба безопасности не видит серьёзной угрозы от таких лабораторий для всей страны и не считает Украину наркопроизводителем. Большая угроза исходит именно из-за границы. Только с начала 2007 года СБУ изъяла 285 килограммов героина, это больше чем все остальные правоохранительные органы за 15 лет.

Пидболячный заверяет, что рынок героина в Украине сократился, поэтому и его розничная цена на рынке незаконного оборота наркотиков намного выросла. "Так, на территории соседней Российской Федерации, в частности в Москве, героин на наркорынке стоит в полтора-два раза дешевле, чем у нас. Это несмотря на "прозрачные" границы между Украиной и Россией - основным транзитным поставщиком героина на наркорынок нашей страны", - говорит заместитель главы СБУ.

Пидболячный отрицает связь наркодельцов с высокими должностными лицами в украинских силовых структурах и в политике. "На сегодня СБУ такие ОПГ не обнаруживались. Вместе с тем СБУ разоблачались не единичные факты, когда отдельные представители низового звена правохранителей за материальное вознаграждение, создавали "прикрытие" наркодельцам, помогали им избежать уголовной ответственности, обеспечивали распространение наркотических веществ на территории Украины", - говорит Пидболячный.

Заместитель главы СБУ уверен, что наркомафии в нашей стране нет, поэтому разговоры о крупных наркокартелях – ничем не подтверждённые слухи. "Но довольно часто преступники, с которыми имеют дело правохранители, тоже не мелкота. Потому что наркобизнес, как известно, это прежде всего большие деньги. Те, кто занимается этим "делом", - настоящие бизнесмены со своими офисами, расчётами через банки и т. д. Предводители этих организованных преступных группировок, как правило, находятся за границей", - говорит Пидболячный.

"Приходится констатировать, что на сегодня в Украине медленно, но формируется сложная многоотраслевая криминальная структура, включающая организацию контрабанды,производства, переработки, транспортировки и незаконного распространения наркотических средств в общенациональных масштабах", - уверен замглавы СБУ.

По данным Министерства здравоохранения, в Украине официально зарегистрировано 120 тысяч потребителей наркотиков, на учёте в МВД их свыше около 155 тысяч. Однако, международные эксперты заверяют, что только потребителей инъекционных наркотиков в Украине насчитывается около 377 тысяч. Медики бьют тревогу: каждый пятый наркозависимый потребитель инъекционных наркотиков (ПИН)– заражён ВИЧ. По данным эпидемического надзора, в 2006 году уровень распространённости ВИЧ-инфекции среди ПИН в разных городах Украины составлял от 18 до 60%.

В 2006 году почти каждый пятый из 160 тысяч осуждённых за совершение преступлений в Украине (32 тысячи человек), получил судебный приговор именно за совершение преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, а каждый одиннадцатый (14,3 тысячи) осуждён за хранение наркотиков в количестве, которое граничит с незначительным . Это означает, что в тюрьму садят в основном не наркоторговцев, а больных наркозависимых людей.

"В результате таких неадекватных действий правоохранительных органов по противодействию наркобизнесу, их работу можно расценивать как безнадёжную войну с последствиями, а не с причинами, они лишь углубляют кризис. Вместе с тем вследствие чрезвычайно высокого уровня коррупции в этой сфере, организованный наркобизнес продолжает свою безнаказанную экспансию, а сотни миллионов гривен государственных средств, которые поступают от рядовых налогоплательщиков, и дальше уходят преимущественно на борьбу с больными людьми", - пишут эксперты Международного Альянса по ВИЧ/СПИД в опубликованном сегодня заявлении.

Напомним, что 4 июня 2007 года министр здравоохранения Украины подписал приказ №295 "Об утверждении графика распределения препаратов "Еднок" и "Метадон". Таким образом, МОЗ окончательно нормативно урегулировал вопрос внедрения 2500 курсов ЗПТ с использованием метадона в 41 учреждении здравоохранения в 8-ми областях, АР Крым и Киеве.

На данный момент терапию лечения метадоном в Украине применяют на 522 пациентах. Поставку препаратов будут осуществлять Международный Альянс по ВИЧ/СПИД в Украине и Фонд Вильяма Дж. Клинтона. В рамках программы "Преодоление эпидемии ВИЧ/СПИД в Украине", которую финансирует Глобальный фонд для борьбы со СПИДом, туберкулёзом и малярией, до конца 2007 года Альянс планирует предоставить лечение ЗПТ для 3,5 тысяч потребителей инъекционных наркотиков в большинстве регионов Украины.

Руководитель Ассоциации психиатров Украины Семен Глузман уже заявил, что так называемая заместительная терапия – лечение наркозависимых метадоном и трамадолом – не эффективна. Это тот же наркотик, который помогает спастись от других, более сильных наркотиков - кокаина, героина. А по словам вице-президента общественной организации "Движение жён и матерей против аморальности", генерала СБУ Валерия Кравченко, "за метадоновой программой стоят большие деньги. Существует даже план, предусматривающий "подсадить" на метадон больше людей. Цена вопроса – 100 млн долларов США".

Замглавы СБУ Валерий Пидболячный также утверждает, что метадоновая программа не решает проблем наркотической зависимости. "Она фактически легализирует потребление тяжёлого наркотика и его распространение, создаёт риск попадания наркотика в незаконное обращение, содействует созданию подпольных нарколабораторий по его производству, формирует новую форму наркомании -метадономанию, не решает проблем профилактики СПИДа, исключает из общества людей, которые имели шанс быть вылеченными". По словам Пидболячного, СБУ уже фиксировала случаи незаконного обращения метадона. По мнению СБУ, внедрение метадоновой программы в Украине повлечёт за собой тяжёлые последствия для общества и государства в целом.

Метадон - синтетический лекарственный препарат из группы опиоидов, применяемый как анальгетик, а также при лечении наркотической зависимости. Впервые был синтезирован в 1937 германскими исследователями Максом Бокмюлем и Густавом Эхрхартом. В 1942 был налажен промышленный выпуск препарата амидон, использовавшегося в качестве анальгетика в экспериментальных целях. При лечении зависимости от наркотиков (в частности, героина), метадон применяется как заместитель героина.

Метадоновая программа — международная кампания "заместительной терапии" наркомании. Широко применяется в некоторых странах Европы в процессе лечения наркомании, героиновой и прочих зависимостей, например в Голландии, в Испании (по большей части в исправительных учреждениях).

Голоса "за"

Использование контролируемых потоков наркотических веществ позволит "вытеснить" нелегальный оборот наркотиков. В частности, в некоторых странах, принявших метадоновую программу, уже отмечено падение стоимости наркотиков на "чёрном рынке". Ещё одни аргумент "за" метадоновую программу - снижение риска заражения СПИДом у инъекционных наркоманов.

Голоса "против"

После нескольких лет реализации программы во многих странах, особенно в США, наблюдается резкий рост смертности от опиатов, в частности, от метадона. При этом нет никаких конкретных данных, которые показали бы эффективность метода. Так, в настоящее время в некоторых странах рассматривается возможность замены метадона на менее токсичный бупренорфин, однако насколько он менее токсичен, на столько же менее эффективен в качестве заместителя незаконных сильно наркотических опиатов (героин и др.).