"Увеличение суммы налоговых сборов в период снижения турпотока свидетельствует о том, что большинство туристов останавливалось именно в налогооблагаемом секторе - в здравницах и пансионатах", - пояснил Лиев. По мнению заместителя директора по внутреннему туризму компании "Пан Укрейн" Людмилы Прус, количество туристов уменьшилось из-за неблагоприятных погодных условий.

"Если в прошлом году туристы купались до ноября, то в этом году погода ухудшилась уже в сентябре", - отметила Прус. Президент группы компаний Kandagar Борис Зелинский выделил гораздо более глубокие проблемы - снижение покупательской способности граждан России, Украины и Белоруссии, а также конкуренция со стороны средиземноморских курортов.

"В этом году не все могли себе позволить такой отдых, а те, кто мог, поехали отдыхать за границу", - поясняет Борис Зелинский. Директор туристического агентства "Лайнер" Эскендер Ганиев также отметил, что цены на отдых в Крыму неконкурентоспособны. "За 100 долл в сутки можно остановиться в четырех-пятизвездном отеле в Турции, Болгарии или Греции с питанием по системе "все включено", в Крыму же за эту сумму - в четырех-пятизвездном отеле в лучшем случае с завтраком, однако у этого отеля не будет собственного пляжа", - добавляет Ганиев. Негативным фактором также является низкий уровень сервиса в гостиничном хозяйстве Крыма. "Наша отельная база не отвечает современным требованиям", - отметил Зелинский. Мнения экспертов относительно дальнейших перспектив туризма в Крыму разошлись. Борис Зелинский прогнозирует дальнейшее сокращение туристического потока. "Многие россияне выберут курорты Краснодарского края и Абхазии, потому что государство выделяет крупные суммы на развитие инфраструктуры", - добавляет он. Но, по мнению Ганиева, увеличение количества отдыхающих возможно только при проведении совместных действий как со стороны власти - принятие государственной программы целевого финансирования, так и со стороны представителей бизнеса - улучшение инфраструктуры принимающей стороны. Людмила Прус отмечает, что в этом году туристическая инфраструктура Крыма улучшилась - многие отели стали работать круглогодично, ввели новые услуги для туристов и повысили сервис. "Были проведены активные промо-кампании курортов Крыма, которые дали свои результаты, - за этот год было больше туристов, приезжающих на отдых в весенние и осенние месяцы. Это дает основания прогнозировать увеличение турпотока в следующем году при благоприятной погоде", - говорит Прус.

Пресс-секретарь Министерства курортов и туризма АР Крым Галина Амарандо также отметила, что количество туристов, отдыхающих в межсезонье, увеличилось за счет целенаправленной политики Министерства курортов и туризма, направленной на рекламу оздоровительных возможностей крымских курортов. В этом году количество отдыхающих, посетивших Крым весной и осенью, больше, чем в прошлом. Интерес к такому виду туризма лучше всего проявляется в межсезонье.

РБК-Украина