оговыми режимами. Именно поэтому почти все интернет-компании открыли свои европейские штаб-квартиры в Ирландии, где наиболее низкая ставка на корпоративные доходы, и туда собирают со всей Европы выручку, платя с нее налоги.

В итоге такие страны, как Германия, Франция, Италия и другие основные фактические генераторы денег для интернет-корпораций недополучают миллиарды евро налогов, хотя именно их граждане являются основной аудиторией компаний.

Читайте также: Apple, Google, Facebook и Amazon усилят конкуренцию в 2013 году

Кабинет Олланда предложил следующий сценарий: страна намерена сделать объектом налогооблажения персональные данные. Чем большая пользовательская база у компании, тем больший налог она платит.

Так, Министерство финансов Франции предложило ввести налог на использование информации о пользователях социальных сетей и других ресурсов. По мнению чиновников, личные данные пользователей - бесплатное "сырье" для компаний, которые зарабатывают за счет размещения адресной рекламы. Налог может быть привязан к количеству зарегистрированных на сайте аккаунтов.

Инициатива родилась после целой череды неудачных попыток заставить такие компании, как Google и Facebook, увеличить налоговые отчисления в местную казну. Соответст­вующий документ был представлен Президенту Франсуа Олланду в конце минувшей недели.

Читайте также: Соцсеть Facebook заподозрили в уклонении от уплаты налогов в Италии

В нем, в частности, говорилось, что собираемые компаниями персональные данные являются "сырьем" для цифровой экономики. Причем ведущие игроки несправедливо получают это "сырье" бесплатно - юзеры сами с удовольствием указывают свои персональные данные и делятся информацией о собственных предпочтениях и вкусах.

Впоследствии такая гласность позволяет компаниям зарабатывать миллиарды долларов на размещении адресной рекламы, которая ценится куда выше обычных баннеров. Следовательно, количество пользователей ресурса могут взять в качестве налоговой базы, размеры которой будет оценивать независимый аудитор.

Важной особенностью такого налогообложения станет отсутствие привязки к стране базирования интернет-компании. Заключая договоры с французскими рекламодателями, Facebook и Google остаются вне налоговой юрисдикции Парижа, который пока не получает с этих сделок ни цента.

Читайте также: Интернет-магазин Amazon намерен расширить присутствие во Франции и создать 2,5 тыс. рабочих мест

Так, согласно подсчетам французского Консультативного совета по цифровым технологиям, учрежденного еще Николя Саркози, Google, Amazon, Apple и Facebook зарабатывают на французском рекламном рынке около 3 млрд евро, хотя ежегодные налоговые обязательства для каждой из компаний находятся на уровне всего лишь 4 млн евро. Ожидается, что введение нового сбора существенно увеличит налоговую базу компаний.

Отметим, что ранее официальный Париж уже выступал с критикой Google и Facebook, которые получали рекламные выручки в миллиарды долларов, но по итогам года платили налоги всего в несколько миллионов, что составляет доли процента от фактической выручки. Поначалу власти Франции взывали к совести корпораций, но поняли, что понятия бизнес и совесть не слишком связаны, и начали давить на компании экономическими методами - обысками в офисах и дополнительными проверками.

Истории с налоговыми гонками во Франции для интернет-бизнеса начались еще во времена экс-президента Николя Саркози, который, правда, боролся с тем, что компании недоплачивают не только налоги, но и не заключают соглашений на экспорт контента у местных газет.

Читайте также: Правительство Австралии разрабатывает изменения в налоговое законодательство, чтобы закрыть лазейки для Google

Напомним, вопросы по поводу налоговых схем Google и ряда других крупных корпораций в последнее время возникли у руководства Великобритании, Франции, Италии и Австралии. Так, доход компании в Великобритании в минувшем году составил 4,1 млрд долл., при этом в виде налогов было выплачено всего 6 млн фунтов стерлингов. Британские чиновники сочли действия IT-гиганта "безнравственными".

Великобритания в середине ноября прошлого года активизировала борьбу с лазейками в налоговых кодексах, которые позволяют международным корпорациям прятать выручку. Комитет по контролю над использованием государственных средств парламента Великобритании обвинил Amazon, Google и Starbacks в использовании сложных схем по уходу от налогов в "промышленных масштабах".

Кроме того, в конце ноября 2012 г. налоговые органы Франции обвинили Google в уклонении от налогов. Сообщалось, что американская компания выставляет счета французским рекламодателям от имени ирландского подразделения, из-за чего бюджет страны недополучил до 1,7 млрд евро. Министр бюджета, государственных счетов и гражданской администрации Жером Каюзак заявлял, что обратился к поисковику с просьбой пересмотреть свою практику налоговой оптимизации, добавив, что готов подать иск в суд, если его пожелание проигнорируют.

Читайте также: В США не нашли нарушений антимонопольного законодательства со стороны Google

В правительстве уверены, что смогут доказать свою правоту: Google нанимает на работу граждан Франции и оказывает услуги на ее территории. Следовательно, компания должна декларировать выручку и платить с нее налоги именно во Франции.

Напомним, в середине октября 2012 г. сообщалось, что Google может исключить ряд страниц французских издательств из поиска из-за налога. Инициатива была перенята из Германии, где парламент принял к рассмотрению законопроект, обязывающий Google платить издателям отчисления за ссылки на их статьи в сети.

В 2010 г. Google France отчиталась о выручке в размере 68,7 млн евро и уплатила 2 млн евро подоходного налога.

Расследование в отношении крупнейшей в мире поисковой системы ведется с 30 июля 2011 г., когда в трех парижских офисах компании прошли обыски и были изъяты компьютеры и документы.

РБК-Украина