Расследование проводится с января этого года по инициативе Минэнерго и НПЗ. Компании просят ввести пошлину для защиты внутреннего рынка. По итогам 10 месяцев этого года они произвели всего 6,9 млн т против 9,4 млн т в прошлом году. В компаниях объясняют потерю рынка тем, что белорусские и российские НПЗ покупают нефть без пошлины. А экспортная пошлина на производимые в этих странах нефтепродукты ниже той, которую платят отечественные НПЗ. Из-за этого с прошлого года простаивают Одесский НПЗ.

Тем не менее в Минэкономразвития против введения пошлин и утверждают, что украинские НПЗ не производят нефтепродукты по стандарту "Евро-4" и "Евро-5". В выводах также сказано, что отдельные заводы и их собственники, в частности Херсонский НПЗ, сами занимались импортом топлива и потому не могут рассчитывать на защиту как производители нефтепродуктов. Еще один аргумент Минэкономразвития - НПЗ продают топливо по более низким, чем у импортеров, ценам.

В Минэнерго комментировать письмо отказались. Но высокопоставленный источник в департаменте нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Минэнерго назвал выводы Минэкономразвития безосновательными. "У наших НПЗ цены действительно ниже, но Минэкономразвития забыло добавить, что заводы вынуждены продавать топливо дешевле импортного и из-за этого они начали работать в убыток", - говорит собеседник издания. Херсонский НПЗ, по его словам, и вовсе не подписывал обращение о начале расследования, поэтому импорт им нефтепродуктов не должен рассматриваться как аргумент против введения пошлины.

Вице-президент "ТНК-BP Коммерс" Елена Алексеева говорит, что Лисичанский НПЗ уже полностью перешел на "Евро-4", а в сентябре произвел пробную партию дизельного топлива "Евро-5". "Мы готовы и дальше инвестировать в украинскую нефтепереработку, но необходимо понимать, нужны ли государству модернизированные украинские НПЗ",- отметила она. Главный управляющий ТНК-ВР в Украине Дидье Казимиро заявил, что при благоприятных рыночных условиях компания могла бы загрузить НПЗ на 7,2 млн т и поставлять порядка 4 млн т топлива в год на внутренний рынок. Председатель правления "Укртатнафты" Павел Овчаренко отмечает, что введение пошлин позволит привлечь в госбюджет дополнительно 450-500 млн долл. в год. "Выходит, что Минэкономразвития просто не нужны эти деньги,- возмущается он.- При этом в стране не хватает валюты, а мы снабжаем ею импортеров нефтепродуктов".

От официальных комментариев в Минэкономразвития отказались. Но источник издания в министерстве отметил, что Минэкономразвития всего лишь высказало свою позицию. "Мы всегда с пониманием относились к вопросам наполнения бюджета. А заблокировать решение о пошлинах мы не можем даже технически", - заявил источник в Минэкономразвития.

В состав МКМТ, кроме Минэкономразвития и Минэнерго, входят представители СБУ, Гостаможслужбы, Минагрополитики, Антимонопольного комитета, МИД, Мининфраструктуры, Минюста. Публично свою позицию по вопросу введения пошлин пока высказывало только Мининфраструктуры - Борис Колесников поддержал эту инициативу. Кроме того, теоретически инициативу может поддержать и АМКУ, считает эксперт UPECO Александр Сиренко. "АМКУ, по сути, признает, что чрезмерная зависимость от импорта горючего приводит к росту цен на него и обвиняет импортеров в чрезмерном росте цен на А-95",- говорит Сиренко.

Вчера первый заместитель председателя Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) Рафаэль Кузьмин сообщил, что стоимость брендовых бензинов в Украине завышена на 1-1,8 грн.

Отметим, за 9 месяцев 2011 г. Украина по сравнению с соответствующим периодом 2010 г. сократила импорт нефти на 31,6% - до 4,1 млн т. В то же время за 9 месяцев Украина экспортировала 587,307 тыс. т бензина, что на 61,1% больше, чем за 9 месяцев 2010 г. Средняя цена горючего в 2011 г. составила 1003,9 долл./т, что на 39,4% больше, чем соответствующий показатель 2010 г., его общая стоимость увеличилась на 124,6% - до 589,621 млн долл. Нефтеперерабатывающие заводы уменьшили выпуск бензина за 9 месяцев 2011 г. на 7,9% - до 1,9 млн т. В том числе в сентябре 2011 г. украинские НПЗ сократили выпуск бензина по сравнению с сентябрем 2010 г. на 47,2% - до 143,9 тыс. т.

Отметим также, что доля импортных нефтепродуктов на украинском рынке в августе достигла 70%. Такие данные озвучил эксперт консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко. По его мнению, часть импортных поставок спокойно могло бы заменить украинское топливо. Эксперт считает, что для выравнивания ситуации на рынке необходимо ввести пошлины на ввоз нефтепродуктов. По его словам, украинские предприятия вполне могут обеспечить рынок, ведь еще шесть-семь лет назад украинский бензин и дизель занимал 80% в объемах внутренних продаж.

6 сентября 2011 г, межведомственная комиссия по международной торговле провела слушания в рамках спецрасследования в отношении импорта в Украину отдельных видов нефтепродуктов.

Позже министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко заявил, что для стабильности на рынке нефтепродуктов необходимо уменьшать долю импортных нефтепродуктов до 15%. Юрий Бойко также отметил, что за последние полтора года, благодаря принятым мерам, уже заметны положительные сдвиги в сторону уменьшения импорта и рост собственного производства горючего.

Напомним, в проекте Меморандума об экономической и финансовой политике (МЭФП), согласованного украинской стороной и миссией МВФ по результатам ее работы в Киеве с 1 по 14 февраля 2011 г. закреплено обещание Кабинета министров Украины перед МВФ не допустить безналоговый ввоз нефтепродуктов.

Тогда против введения пошлин на импорт нефтепродуктов выступали Министерство экономического развития и торговли, Министерство финансов и трейдеры. С критикой идеи о введении пошлин выступали и эксперты. В этой связи Межведомственная комиссия международной торговли начала расследование.

Ранее, 24 февраля 2010 г. первый заместитель министра Минэкономразвития Вадим Копылов заявил, что министерство предлагает ввести пошлины на импортные нефтепродукты после модернизации отечественных нефтеперерабатывающих заводов.

В декабре 2010 г. Минуглепром обратился с письмом к премьер-министру Николаю Азарову по поводу необходимости проведения специального расследования относительно импорта нефтепродуктов в Украину и введения заградительных пошлин на импорт нефтепродуктов.

РБК-Украина