Напомним, что с инициативой заслушать Кабинет министров по этому вопросу выступил председатель фракции НУ-НС Николай Мартиненко.

"Предложение у нас такое: провести "час правительства" на такую тематику - "Убытки государства от деятельности компании "Ливела". Причина бездеятельности власти и действия правительства для недопущения безакцизного ввоза товаров в будущем". Это, наверно, компетенция министра финансов", - сказал он.

Депутат напомнил, что своими действиями компания нанесла убытки государству только за 2010 год на 5 млрд грн. В то же время таможня оценила убытки государства от безналогового ввоза нефтепродуктов компанией "Ливела" в 2010 году в 2,892 млрд грн.

Ранее Высший административный суд Украины своим решением от 22 декабря 2010 г. оставил в силе решение Харьковского апелляционного суда от 31 мая 2010 г., которым было закрыто производство по делу о законности ввоза компанией "Ливела" (Полтавская обл.) нефти и нефтепродуктов без уплаты акциза и НДС.

Согласно решению, суд отклонил кассационные жалобы Энергетической региональной таможни, Кременчугской объединенной государственной налоговой инспекции в Полтавской области, Государственной налоговой инспекции в г. Полтаве.

Решением Автозаводского районного суда Кременчуга от 19 января 2004 г. украино-польскому предприятию "Тайстра" и ее дочерним предприятиям, в том числе "Ливеле", был разрешен ввоз в Украину товаров без уплаты налогов на основании закона "Об иностранных инвестициях" от 1992 г.

Постановлением Харьковского апелляционного административного суда от 17 февраля 2010 г. указанное решение суда по иску таможни и Налоговой было отменено.

Постановлением Высшего административного суда Украины от 14 апреля 2010 г. постановление Харьковского апелляционного административного суда от 17 февраля 2010 г. отменено, а дело направлено в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение.

Постановлением Харьковского апелляционного административного суда от 31 мая 2010 г. апелляционное производство по делу закрыто, поскольку Гостаможня и ГНАУ отказались от своих исковых требований.

"Ливела" ввозила нефтепродукты в Украину с июля по декабря 2010 года.

Отметим, меморандум между Украиной и Международным валютным фондом от 16 июля 2010 г. содержит норму о пресечении страной сомнительных схем импорта.

Напомним, в начале декабря 2010 г. Президент Украины Виктор Янукович поручил Антимонопольному комитету Украины (АМКУ) разобраться с безналоговым ввозом нефтепродуктов в Украину.

"Еще одним фактором, повлиявшим на ценообразование, это - ввоз нефтепродуктов по льготному режиму. В пятницу (3 декабря с.г.) поступило поручение Президента, чтобы мы с этой ситуацией разобрались: каким образом со стороны предприятия "Ливела" ввозились эти нефтепродукты, каковы потери госбюджета и насколько эти льготы "помогли" рынку", - заявил Ю.Кравченко. При этом комитет в кратчайшие сроки изучит этот вопрос, заверил и.о. главы АМКУ Ю.Кравченко.

При этом заместитель председателя Полтавской областной государственной администрации Борис Галушко в интервью РБК-Украина ранее заявлял, что присутствие "Ливелы" в Полтавской обл. негативно сказывается на работе местных предприятий.

Со своей стороны председатель временной следственной комиссии Верховной Рады (ВР) Украины по вопросам расследования обстоятельств и последствий деятельности на украинском рынке нефтепродуктов компании "Ливела" и других связанных с ней юридических лиц комиссии, народный депутат от НУ-НС Роман Зварыч 1 июня заявил, что в течение 5,5 лет компания фактически не платила налоги.

"В 2006 г. она заплатила 0 грн, в 2007 - чуть больше - 4 грн, в 2008 - 12,10 грн, в 2009 налоговая вернула "Ливеле" около 12 грн, а в 2010 г. компания "Ливела" оплатила 20 тыс. 741 грн", - отметил он.

"Ливела" является дочерней компанией украинско-польского предприятия с иностранными инвестициями "Тайстра". Согласно закону "Об иностранных инвестициях", принятом еще в 1992 году, предприятия с иностранными инвестициями имели гарантии государства на применение к ним законодательства, действовавшего на момент осуществления инвестиций. В 1992 году в Украине не было законов "О налоге на добавленную стоимость", "Об акцизном сборе", поэтому практически 100% нефтепродуктов, ввезенных в страну до 2003 года, не облагалось налогами. Украинские НПЗ в этот период не могли конкурировать с импортерами, а общие потери бюджета с 1999 по 2003 год, по данным Минтопэнерго, превысили 3,5 млрд долл. США.

В 2003 г. закон утратил силу, и предприятия с иностранными инвестициями прекратили беспошлинный и безакцизный ввоз товаров в Украину. Но в 2004 г. гражданин Польши Войцех-Януш Беднаж - владелец предприятия с иностранными инвестициями (ПИИ) "Тайстра", который инвестировал в него лишь 400 долл. США, обратился в Автозаводской суд Кременчуга с требованием восстановить действие льгот для его компании.

19 января 2004 г. решением Автозаводского райсуда Кременчуга "Ливелы" был разрешен ввоз в Украину товаров без уплаты налогов на основании закона "Об иностранных инвестициях" от 1992 г.

Как раньше сообщил директор консалтинговой компании "А-95" (Киев), 95 Сергей Куюн, фактическим владельцем "Тайстры" и подконтрольной ей "Ливелы" является нардеп от Партии регионов Владимир Зубик. Сам Зубик опроверг эту информацию.

По данным "А-95", на начало 2011 г. доля безналогового импорта "Ливелой" превысила 50% общего объема импортного топлива.

РБК-Украина