Удорожание продукции металлургической и машиностроительной отраслей до конца 2008 года на 68% ощутимо отразится в будущем на возможности отечественных железных дорог инвестировать в обновление подвижного состава и путей. Об этом в ходе пресс-конференции заявил заместитель генерального директора «Укрзалізниця» Виктор Черный.

 

По словам заместителя генерального директора «УЗ», в конце 2007 года металлурги уже подняли цену на свою продукцию в среднем на 33%, что привело к удорожанию металла и металлоконстукций для отечественных железных дорог на $150 на тонне. Данное повышение цен на стратегически важное для предприятия сырье уже ударило «Укрзалізницю» по карману. А ввиду того, что предприятие планировало в 2008 году 6 млрд. гривен направить на приобретение новых вагонов и еще сумму, немногим меньше данной, на обновление изрядно поношенных путей, увеличение тарифов на металл еще вдвое может практически в 2 раза сократить инвестиции в этом направлении.

 

Вместе с тем, В. Черный убежден, что планомерное увеличение «Укрзалізницей» тарифов на грузовые перевозки никак не отразилось на финансовом состоянии отечественных производителей – основных заказчиков услуг по перевозке. Ни металлурги, ни отечественный углепром, ни химическая и нефтеперерабатывающая отрасли удорожания услуг «УЗ», по словам В. Черного, практически не заметили. Подтверждая свои убеждения, представитель руководства отечественных железных дорог озвучил статистику, согласно которой показатели грузоперевозки в 2008 году ощутимо опережают аналогичные за 2006 год. Так, объемы перевозок промышленных грузов за 2 месяца текущего года выросли на 103,6% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. В то же время показатель грузооборота возрос на 7,2%. Март текущего года, по прогнозам зам. генерального директора «УЗ» обещает еще более интенсивный рост спроса на услуги железных дорог.

 

Другими словами, получается, что повышение тарифов на грузоперевозки «Укрзалізницей» - шаг закономерный и экономически оправданный. В то же время, повышение металлургами и машиностроителями цен на свою продукцию – шаг, которым основные поставщики металлопродукта обрекут предприятие на огромные непредвиденный расходы. Получается, «тарифная война» между железными дорогами и ее основным отечественным клиентом еще далека от развязки.

 

В. Черный подчеркнул, что пересматривая условия будущего сотрудничества с поставщиками металлопродуктов, «Укрзалізнице» придется поднять вопрос о составлении долгосрочных контрактов с фиксированными тарифами, иначе не видать железным дорогам достойного обновления основных фондов ни в этом, ни в следующем году. Однако, пойдут ли на такие условия металлурги, до сих пор помнящие, как «УЗ» холодным душем остудила их планы на развитие производства, без согласования подняв тарифы на грузоперевозки. Напомним, повысив цены на свои услуги в феврале, «Укрзалізниця» намерена повторить данный маневр еще несколько раз в течение 2008 года. Потому повышение тарифов на металлопродукцию можно смело рассматривать как удар в ответ.

 

Маричка Козак